Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Лекция 13 ЭТИКА И ЭТИКЕТ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ С ИНОСТРАНЦАМИ

 

Этические основы общения с иностранцами

 

Этические принципы общения складывались в мировой культуре в процессе развития человеческой жизни, которое предусматривало общение, следовательно, поиск таких моральных правил и норм, которые могли бы регулировать человеческое взаимодействие. Эти правила и нормы накапливались, с одной стороны, в обычаях и писаных и неписаных традициях народов разных стран. С другой стороны, они обобщались в трудах мыслителей и ученых, которые искали универсальные этические правила и нормы, моральные традиции и законы.

В первом контексте в наиболее общем виде эти поиски дошли до наших дней в виде Золотого правила. В этике так называют библейскую заповедь: “Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними”. Как видим, в Правиле заложен один из первых в истории человечества формулировок морального принципа равенства. В связи с этим принципу моральные требования в равной мере должны распространяться на всех людей независимо от их общественного положения и условий жизни. В личностном плане этот принцип предполагает, что при оценке поведения других людей лицо имеет исходить из тех же требований, которые она предъявляет к себе.

В то же время в таком понимании равенства не определено критерия содержания моральных требований. Ведь под него можно подвести любой (в том числе и негативный) смысл.

В уточненном виде Золотое правило отражено в “Моральном (нравственном) законе” И. Канта, согласно которому человек имеет действовать только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь которой она одновременно может пожелать, чтобы это правило стало общим нравственным законом. Другими словам, чтобы все остальные также могли придерживаться этого правила.

Еще в одном определении категорического императива И. Кант дал такую его интерпретацию: делай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели и никогда не относился к нему как к средству [12; с. 93-94, 119-125].

С этими принципами связан еще один важен в системе этических основ моральный принцип - альтруизм. В теорию морали он был введен В. Контом как основа его этической системы. Принцип альтруизма требовал от человека подавления собственного эгоизма, бескорыстное служение ближнему, готовность отдать предпочтение не своим интересам, а интересам другого.

В системе ценностей советских времен этот принцип нашел продолжение в принципе коллективизма, который определял приоритет коллектива, сообщества, общества над интересами отдельного человека.

Приоритетным принципом современного мира является гуманизм - ориентация во всех видах деятельности (в том числе в сфере бизнеса) на человека, его интересы и потребности, на создание условий для ее развития и самореализации. Ориентация на совокупность этих общечеловеческих нравственных принципов в контексте гуманистических приоритетов может служить моральные основы делового общения с иностранными партнерами. Следовательно, необходимо учитывать общие основы проявления этих моральных принципов в каждой из стран общения.

В то же время надо ориентироваться на общие подходы к учету особенностей делового общения, вытекающие из истории развития делового общения граждан Украины с иностранцами, их обусловленности социально-культурными особенностями этого общения.

Во-первых, следует учитывать, что люди вырастают в условиях разных национальных культур. Различия культур могут быть достаточно существенными и касаться определенных элементов общения: языка, правила этикета (норм общения, принятых в разных странах или общественных группах), стереотипов поведения, значения определенных форм невербального общения.

Во-вторых, надо учитывать, что Украина долгое время была существенно ограничена в деловых контактах с зарубежными партнерами. Контакты реализовывались, как правило, на государственном, официальном уровне. Демократизация общественной жизни, в частности в экономической сфере, значительно расширила возможности для делового общения с зарубежными партнерами. Создание совместных предприятий, деловые поездки за границу, широкий спектр международных деловых встреч и переговоров требует знания особенностей делового общения с зарубежными партнерами широким кругом предпринимателей и деловых людей.

В-третьих, некоторая отрешенность от культуры других народов из идеологических причин обусловила достаточно низкий уровень общей культуры значительной части людей, которые сейчас занимаются бизнесом. Речь пойдет о необходимости изучения особенностей делового общения (как устного, так и письменного), обусловленных традициями национальных культур этих стран.

Итак, как заметил М. Романов, “путь к успеху лежит через знание норм и правил общения людей в разных ситуациях. Эти правила помогут поддерживать деловые отношения разных стран” [11, с. 7].