Лекция 12 ЭТИЧЕСКИЕ
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ В АУДИТОРИИ
Дискуссионный характер общения в
аудитории и уровень его нравственности
Спор в аудитории - это столкновение
разных мнений, во время которого каждая из сторон отстаивает свою позицию. В науке
природа спора рассматривалась неоднократно. Лучше всего это сделал С. И. Поварнін.
Его книга “Спор. О теории и практике спора” - первая попытка
серьезно разобраться в этой проблеме [11].
Единой классификации споры в
научной и методической литературе нет. К основным факторам, влияющих на
определение вида спора, принадлежат ее цель, моральная и социальная значимость предмета, форма и количество участников
обсуждение.
С целью спора
делятся на такие:
• спор как средство поиска истины.
Она используется для проверки какой-либо мысли, идеи. Из глубины веков до нас
дошел афоризм: “В споре рождается истина”;
• спор как убеждение другой
стороны. Достичь его можно только тогда, когда отправитель сам глубоко убежден
в предмете обсуждения, а другая человек готов к восприятию;
• спор ради победы. Для
некоторых людей главное - победа любым способом. Они руководствуются тезисом
“победителей не судят”. Последнее слово всегда стараются оставить за собой;
• спор ради спора. Иногда
такой вид спора называют “спор-спорт”. Человеку нравится сам процесс,
для нее не так важно, о чем идет речь, и какие будут результаты;
• спор ради доказательств, а не
ради мысли. Тех, кто спорит, более всего интересует, как можно доказать
опровергнуть определенное положение;
• спор как игра. Здесь цель -
добиться опровержения оппонентом его первого тезиса. В этом случае можно
пользоваться для ответы только словами “да” или “нет”.
Следовательно, спор предназначена для
достижение трех целей: оправдание своих мыслей, опровержение мнений оппонента и
получения дополнительной информации.
Различают еще два вида спора:
сосредоточенную - когда ее участники придерживаются основного тезиса и говорят лишь для
того, чтобы защитить или опровергнуть ее; бесформенную - мнения участников спора
перескакивают с одного тезиса на другой. В конце концов, они спрашивают: “А с чего же мы
начинали?”.
На специфику спора влияет
количество лиц, которые принимают в ней участие. По этому признаку можно выделить спор-монолог,
спор-диалог, спор-полилог. Последние два вида характерны именно для
аудитории. Здесь спор может быть массовой (если в ней принимают участие все
присутствуют) или групповой (спорит лишь определенная часть присутствующих).
Всегда ли стоит вступать в спор
в аудитории? Целесообразнее уклониться от нее. Если этого нельзя сделать, то
опытные ораторы считают, что вести себя надо по принципу “на войне - как
на войне, разоблачая нечестные или ложные доказательства оппонента, используя
логические приемы. Однако в этом случае существует граница, которую порядочный человек не
переступает. Разумеется, высокий моральный уровень будет спор, в котором
присутствующие относятся друг к другу с уважением, проявляют ум, такт,
человечность. К сожалению, очень часто, особенно при отсутствии доказательств, на людей
навешивают ярлыки: “демагог”, “экстремист”, “крикун” и др.
Конечно, существенными элементами
культуры спора является умение слушать и умение говорить, этических
норм и правил. В Древней Индии, например, существовали специальные процедуры, за
помощью которых устанавливали, человек имеет моральные качества, необходимые для
того, чтобы вести честную и познавательно-ориентированную спор. Только при наличии
качеств, способствующих установлению взаимопонимания, высокой моральной культуре
общение, человеку доверяли управлять другими.
Выводы
• Общение в аудитории - это
взаимодействие, в котором активно участвуют равноправные партнеры - оратор и
люди, которые его слушают.
• Оратор является основным источником
воздействия на аудиторию. Эффективность общения в значительной мере зависит от его
моральных и социально-психологических и интеллектуальных характеристик.
• Ориентированность, мотивация и
целеустремленность - необходимые условия эффективного общения оратора с
аудиторией.
• Ораторское искусство оратора -
это прежде всего искусство убеждения, влияния на людей.
• Положительный результат будет лишь
такой спор в аудитории, которая происходит на высоком моральном уровне, когда
обе стороны придерживаются моральных ценностей и этических норм.
Список использованной и рекомендуемой
литературы
1. Демосфен. Речи. - М., 1954.
2. Конисский Георгий. История Русов: Пер. I. Драча. - К., 1991.
3. Лекционная пропаганда: вопросы
теории, организации и методики. - К., 1989.
4. Леонтьев А. А. Лекция как
общение. - М., 1974.
5. Леонтьев А. А. Психологические
особенности деятельности лектора. - М., 1981.
6. Леонтьев А. А. Психология
общения. - М., 1997.
7. Михневич А. Е. Ораторское
искусство лектора. - М., 1984.
8. Ножин Е. А. Мастерство устного
выступления: Учеб. пособие.- М., 1978.
9. Павлова К. Г. Психология спора. -
Владивосток, 1988.
10. Парыгин Б. Д. Основы
социально-психологической теории.- М., 1971.
11. Поварнин С. Ы. Спор. В теории и
практике спора // Вопр. философии. - 1990.- № 3.
12. Поустою Е. Американский этикет. - К.; Тернополь, 1991.