Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Лекция 12 ЭТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ В АУДИТОРИИ

 

Дискуссионный характер общения в аудитории и уровень его нравственности

 

Спор в аудитории - это столкновение разных мнений, во время которого каждая из сторон отстаивает свою позицию. В науке природа спора рассматривалась неоднократно. Лучше всего это сделал С. И. Поварнін. Его книга “Спор. О теории и практике спора” - первая попытка серьезно разобраться в этой проблеме [11].

Единой классификации споры в научной и методической литературе нет. К основным факторам, влияющих на определение вида спора, принадлежат ее цель, моральная и социальная значимость предмета, форма и количество участников обсуждение.

С целью спора делятся на такие:

• спор как средство поиска истины. Она используется для проверки какой-либо мысли, идеи. Из глубины веков до нас дошел афоризм: “В споре рождается истина”;

• спор как убеждение другой стороны. Достичь его можно только тогда, когда отправитель сам глубоко убежден в предмете обсуждения, а другая человек готов к восприятию;

• спор ради победы. Для некоторых людей главное - победа любым способом. Они руководствуются тезисом “победителей не судят”. Последнее слово всегда стараются оставить за собой;

• спор ради спора. Иногда такой вид спора называют “спор-спорт”. Человеку нравится сам процесс, для нее не так важно, о чем идет речь, и какие будут результаты;

• спор ради доказательств, а не ради мысли. Тех, кто спорит, более всего интересует, как можно доказать опровергнуть определенное положение;

• спор как игра. Здесь цель - добиться опровержения оппонентом его первого тезиса. В этом случае можно пользоваться для ответы только словами “да” или “нет”.

Следовательно, спор предназначена для достижение трех целей: оправдание своих мыслей, опровержение мнений оппонента и получения дополнительной информации.

Различают еще два вида спора: сосредоточенную - когда ее участники придерживаются основного тезиса и говорят лишь для того, чтобы защитить или опровергнуть ее; бесформенную - мнения участников спора перескакивают с одного тезиса на другой. В конце концов, они спрашивают: “А с чего же мы начинали?”.

На специфику спора влияет количество лиц, которые принимают в ней участие. По этому признаку можно выделить спор-монолог, спор-диалог, спор-полилог. Последние два вида характерны именно для аудитории. Здесь спор может быть массовой (если в ней принимают участие все присутствуют) или групповой (спорит лишь определенная часть присутствующих).

Всегда ли стоит вступать в спор в аудитории? Целесообразнее уклониться от нее. Если этого нельзя сделать, то опытные ораторы считают, что вести себя надо по принципу “на войне - как на войне, разоблачая нечестные или ложные доказательства оппонента, используя логические приемы. Однако в этом случае существует граница, которую порядочный человек не переступает. Разумеется, высокий моральный уровень будет спор, в котором присутствующие относятся друг к другу с уважением, проявляют ум, такт, человечность. К сожалению, очень часто, особенно при отсутствии доказательств, на людей навешивают ярлыки: “демагог”, “экстремист”, “крикун” и др.

Конечно, существенными элементами культуры спора является умение слушать и умение говорить, этических норм и правил. В Древней Индии, например, существовали специальные процедуры, за помощью которых устанавливали, человек имеет моральные качества, необходимые для того, чтобы вести честную и познавательно-ориентированную спор. Только при наличии качеств, способствующих установлению взаимопонимания, высокой моральной культуре общение, человеку доверяли управлять другими.

 

Выводы

 

• Общение в аудитории - это взаимодействие, в котором активно участвуют равноправные партнеры - оратор и люди, которые его слушают.

• Оратор является основным источником воздействия на аудиторию. Эффективность общения в значительной мере зависит от его моральных и социально-психологических и интеллектуальных характеристик.

• Ориентированность, мотивация и целеустремленность - необходимые условия эффективного общения оратора с аудиторией.

• Ораторское искусство оратора - это прежде всего искусство убеждения, влияния на людей.

• Положительный результат будет лишь такой спор в аудитории, которая происходит на высоком моральном уровне, когда обе стороны придерживаются моральных ценностей и этических норм.

 

Список использованной и рекомендуемой литературы

 

1. Демосфен. Речи. - М., 1954.

2. Конисский Георгий. История Русов: Пер. I. Драча. - К., 1991.

3. Лекционная пропаганда: вопросы теории, организации и методики. - К., 1989.

4. Леонтьев А. А. Лекция как общение. - М., 1974.

5. Леонтьев А. А. Психологические особенности деятельности лектора. - М., 1981.

6. Леонтьев А. А. Психология общения. - М., 1997.

7. Михневич А. Е. Ораторское искусство лектора. - М., 1984.

8. Ножин Е. А. Мастерство устного выступления: Учеб. пособие.- М., 1978.

9. Павлова К. Г. Психология спора. - Владивосток, 1988.

10. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории.- М., 1971.

11. Поварнин С. Ы. Спор. В теории и практике спора // Вопр. философии. - 1990.- № 3.

12. Поустою Е. Американский этикет. - К.; Тернополь, 1991.