Урок 78
Тема. Подбор однокоренных слов, относящихся к разным частям речи
Цель: закреплять знания о существительные, прилагательные, глаголы (без указания сроков); подбирать однокоренные слова, принадлежащие к разным частям речи, определять в них корень; расширять лексический запас учащихся; воспитывать уважительное отношение к народным символов Украины.
Оборудование: заготовки для выполнения упражнения 64.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся и мотивация обучения
1. Проверка домашнего задания (упражнение 60)
- Прочитайте, как вы заменили каждое высказывание одним словом. (Служить, косить, рыбачить, дарить, лечиться, голосовать)
- Назовите корни в родственных словах.
- Как вы разделили для переноса слова нести и поднимать?
- Что называют корнем?
- Какие слова являются однокоренными?
- Как правильно определить корень?
2. Минутка чистопису
ол ов мяч листочки
- Подберите слова с этими буквосочетаниями. (Председатель, солома, сова, столб, морячка, свекла)
- Назовите родственные слова к слову морячка. Выдели в них корень.
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня научимся подбирать родственные слова, называющие признаки, предметы и их действия. Также вспомним названия месяцев и сделаем вывод, как они получили свои названия.
IV. Работа над изучением нового материала
1. Коллективная работа (упражнение 61)
- В представленных названий действий подберите названия предметов и названия признаков.
- Запишите по образцу и определите корни слов.
2. Комментируемое письмо (упражнение 62)
- Прочтите. Выделенные слова замените однокоренными и запишите. Определите корни слов.
3. Работа со стихотворением (упражнение 63)
- Прочитайте стихотворение и найдите слова - названия действий.
- Как вы понимаете значение этих слов?
- Выпишите парами однокоренные слова.
- До каких слов в стихе нет однокоренных?
- Названия каких месяцев можно объяснить с помощью родственных слов?
4. Физкультминутка
5. Игра «Пропавшие месяца» (упражнение 64)
- Возьмите заготовки, которые лежат у вас на партах, и допишите корни слов так, чтобы образовались названия месяцев.
- Каких месяцев среди записанных нет? (Февраль, ноябрь)
- Какой месяц зиму начинает, а какой - кончает? Запишите ответ по схеме
Декабрь_________ _________, а_________ _________.
6. Самостоятельная работа (упражнение 65)
Разница в значении слов левого и правого столбиков?
- Спишите и обозначьте в словах корень.
7. Коллективная работа (упражнение 66)
- В представленных слов - названий предметов допишите однокоренные слова - названия действий и названия признаков.
- С каким словом - названием предмета можно совместить все три названия признаков?
- Что вы можете рассказать о повествовательные, вопросительные и побудительные предложения?
V. Сакріплення изученного материала
1. Самостоятельная работа с взаимопроверкой (упражнение 67)
2. Коллективная работа (упражнение 68)
- Прочитайте стихотворение молча и подготовьтесь к выразительному чтению.
- Из чего видно, что тополя тяжело жилось в чужом краю, что ей очень хотелось вернуться в Украину?
- Тополь - это растение, которое символизирует Украину. А какие еще символы нашего государства вы знаете?
- Другие народные символы Украины вы узнаете в ходе выполнения домашнего упражнения. Помните, что наше отношение к ним должно быть уважительным.
- Найдите и выразительно прочитайте вопросительные и побудительные предложения.
- Выпишите из стихотворения ласкательные названия предметов. К выделенным словам подберите и запишите однокоренные.
3. Работа со стихотворением (упражнение 70)
- Выучите стихотворение наизусть.
- Правильно запишите слово, в котором пропущена буква. Подберите к нему однокоренные слова, отвечающие на вопрос кто? и какой?
VI. Итог урока
- Что называется корнем слов?
- Какие слова являются родственными к слову труд? Выдели в них корень.
- Какие символы россии вы знаете?
VII. Домашнее задание с инструктажем
Упражнение 71. Обратите особое внимание на растения - символы Украины.