Урок 77
Тема. Определение корня слова путем подбора родственных слов
Цель: учить наблюдать за единообразным написанием корней в родственных словах; формировать умение выделять корень в однокоренных словах; развивать наблюдательность; воспитывать внимание и настойчивость.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания (упражнение 55)
- Прочитайте текст, который вы записали.
- Назовите родственные слова и корень у них.
- Какое предложение из текста соответствует этой схеме?
(Из кустарников к озеру пробиралась семья.)
2. Минутка чистопису
да действий во
- Запишите эти слоги.
- Образуйте из них слова и проверьте, являются ли они родственными.
- Почему вы так думаете? (Вода и водитель не являются родственными словами, ибо значение корней разное. В слове вода корень , связанный в родственных словах с водой: водичка, водяной. А в слове корень водитель - связан с вождением: водить, проводить, доказывать, заводить, отводить.)
III. Работа над изучением нового материала
1. Коллективная работа с учебником (упражнение 56)
- Запишите слова лето и самолет. Выделите в них общую часть и скажите, являются ли эти слова родственными. Почему?
- Прочитайте дополнительный теоретический материал на с. 28.
- Выясните, какие из приведенных ниже слов являются родственными.
- Спишите парами только родственные слова и выделите в них корень.
- В каких словах общие части только звучат и пишутся одинаково, но значение имеют разное? (Гора - гореть)
2. Работа с карточками по вариантам
- Из группы слов выберите однокоренные и определите корень.
3. Физкультминутка
4. Творческая работа (упражнение 57)
- Рассмотрите рисунки и запишите названия изображенных предметов в три столбика.
Часы Скворечник Голубятня
- Почему эти предметы так называются? (Часы показывают время, то есть часы; скворечник - жилье скворцов; голубятня - домик для голубей.)
- Подберите к каждому однокоренные слова и запишите их.
- Обозначьте в словах каждого столбика корень (общую часть).
IV. Сакріплення изученного материала
1. Самостоятельная работа (упражнение 58)
- Прочитайте и спишите стихотворение.
- На какие вопросы отвечают выделенные слова и что они называют? (Яснесенький, тихий, маленький - какой?, называют признак предмета.)
- Пользуясь объяснением в дополнительном теоретическом материале на с. 29, определите корень в словах яснесенький, малюсенький.
2. Игра «Кто больше?» (упражнение 59)
- Подберите однокоренные слова - название предмета, название признака и название действия - с корнем (Зима, зимушка, зимка, зимовка, озимые; зимний, зимний, зимовать, дозимувати, перезимовать)
- Определите победителей!
V. Итог урока
- Какие слова являются родственными?
- Достаточно только одинакового написания корней, чтобы считать слова однокоренными?
- Приведите примеры родственных слов. Какой у них корень?
- Почему горе и гора не являются родственными? А снег и снежок?
- Что надо сделать, чтобы правильно определить корень в словах?
VI. Домашнее задание с инструктажем
Дополнительный теоретический материал на с. 28, 29, упражнение 60.