Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 2 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 77

Тема. Определение корня слова путем подбора родственных слов

 

Цель: учить наблюдать за единообразным написанием корней в родственных словах; формировать умение выделять корень в однокоренных словах; развивать наблюдательность; воспитывать внимание и настойчивость.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания (упражнение 55)

- Прочитайте текст, который вы записали.

- Назовите родственные слова и корень у них.

- Какое предложение из текста соответствует этой схеме?

image22

(Из кустарников к озеру пробиралась семья.)

2. Минутка чистопису

да действий во

- Запишите эти слоги.

- Образуйте из них слова и проверьте, являются ли они родственными.

- Почему вы так думаете? (Вода и водитель не являются родственными словами, ибо значение корней разное. В слове вода корень , связанный в родственных словах с водой: водичка, водяной. А в слове корень водитель - связан с вождением: водить, проводить, доказывать, заводить, отводить.)

 

 

III. Работа над изучением нового материала

1. Коллективная работа с учебником (упражнение 56)

- Запишите слова лето и самолет. Выделите в них общую часть и скажите, являются ли эти слова родственными. Почему?

- Прочитайте дополнительный теоретический материал на с. 28.

- Выясните, какие из приведенных ниже слов являются родственными.

- Спишите парами только родственные слова и выделите в них корень.

- В каких словах общие части только звучат и пишутся одинаково, но значение имеют разное? (Гора - гореть)

2. Работа с карточками по вариантам

- Из группы слов выберите однокоренные и определите корень.

3. Физкультминутка

4. Творческая работа (упражнение 57)

- Рассмотрите рисунки и запишите названия изображенных предметов в три столбика.

Часы Скворечник Голубятня

- Почему эти предметы так называются? (Часы показывают время, то есть часы; скворечник - жилье скворцов; голубятня - домик для голубей.)

- Подберите к каждому однокоренные слова и запишите их.

- Обозначьте в словах каждого столбика корень (общую часть).

 

IV. Сакріплення изученного материала

1. Самостоятельная работа (упражнение 58)

- Прочитайте и спишите стихотворение.

- На какие вопросы отвечают выделенные слова и что они называют? (Яснесенький, тихий, маленький - какой?, называют признак предмета.)

- Пользуясь объяснением в дополнительном теоретическом материале на с. 29, определите корень в словах яснесенький, малюсенький.

2. Игра «Кто больше?» (упражнение 59)

- Подберите однокоренные слова - название предмета, название признака и название действия - с корнем (Зима, зимушка, зимка, зимовка, озимые; зимний, зимний, зимовать, дозимувати, перезимовать)

- Определите победителей!

 

V. Итог урока

- Какие слова являются родственными?

- Достаточно только одинакового написания корней, чтобы считать слова однокоренными?

- Приведите примеры родственных слов. Какой у них корень?

- Почему горе и гора не являются родственными? А снег и снежок?

- Что надо сделать, чтобы правильно определить корень в словах?

 

VI. Домашнее задание с инструктажем

Дополнительный теоретический материал на с. 28, 29, упражнение 60.