Урок 79
Тема. Различение однокоренных слов и слов, близких по значению
Цель: углублять знания учащихся о существенных признаках однокоренных слов; учить различать однокоренные слова и слова, близкие по значению; совершенствовать умение подбирать однокоренные слова, принадлежащие к разным частям речи, и выделять корень; формировать внимание к лексического значения слова; воспитывать настойчивость и оптимизм.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания (упражнение 71)
- Как вы изменили выделенные слова, чтобы они отвечали на вопрос кто?, и какие родственные слова дописали?
- От какого слова, на ваш взгляд, произошло слово Родина? (От слов отец, батюшка)
- Даже растения - символы Украины. (Калина, тополь, ива, пшеница)
- Являются ли однокоренными слова папа и отец? (Нет, потому
2. Минутка чистопису (упражнение 71)
Че Ль Ки Чернигов
- От поданных слов этого упражнения образуйте однокоренные по образцу. (Львов - львовский, Киев - киевский, Харьков - харьковский, Чернигов - черниговский, Житомир - житомирский, Полтава - полтавский)
- С двумя словами (на выбор) составьте предложение. (Дети из Харькова поехали на экскурсию во Львов.)
III. Мотивация учебной деятельности
- Сегодня мы выясним, являются ли однокоренными слова, близкие по значению. Также будем совершенствовать умение подбирать родственные слова и определять в них корень.
IV. Систематизация и обобщение изученного
1. Коллективная работа с учебником (упражнение 75)
- Прочитайте предложение. Найдите в них слова, близкие по значению. Являются ли они однокоренными? (Пастух, табунщик, чабан, пастух. Нет.)
- Действительно, эти слова не являются однокоренными, хоть и обозначают один и тот же предмет, но корни у них разные, то есть в названиях предметов нет общей части.
- Запишем эти слова, но общей части обозначить не сможем, потому что ее нет.
- Выпишите родственные слова и подберите к ним самостоятельно еще аналоги, определите корень.
- Рассмотрите таблицу на стр. 35.
- Какой вывод можем сделать? (Слова, близкие по значению, не являются родственными, потому что не имеют общей части - корня. Однокоренные слова всегда имеют общий корень.)
2. Творческая работа (по вариантам)
- Образуйте группы родственных слов. Выдели в них корень.
I вариант - школа, дом, калина, листок. (Школьный, школьник; домовой, домашний; калинка, калиновый; листок, лиственный)
II вариант - язык, море, человек, береза. (Языковой, сказать; моряк, морской; человеческий, человечество; березовый, март)
III вариант - веселый, классный, лесной. (Весело, веселить; класс, классно; лес, лесовичок)
- Лучший творец - тот, кто собрал такие слова, которых нет в других учащихся, но есть в украинском словаре.
3. Самостоятельная работа (упражнение 73)
- Сравните свою работу с выполненным на доске.
- Что не совпадает? Почему?
- Написание каких слов вы проверяли по правилу?
- А когда надо проверять написание по словарю и по каким?
V. Итог урока
- Какие слова называются родственными? Почему? Приведите примеры.
- Что мы узнали нового о слова, близкие по значению?
- Что надо сделать, чтобы определить в словах корень?
- Всегда части слов, которые произносятся и пишутся одинаково, является общим для этих слов корнем?
- В каком ряду слова однокоренные?
• Смелый, бесстрашный, храбрый;
• лето, самолет, буква;
• зима, зимний, перезимовать.
VI. Домашнее задание с инструктажем
Упражнение 76.