Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 2 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 79

Тема. Различение однокоренных слов и слов, близких по значению

 

Цель: углублять знания учащихся о существенных признаках однокоренных слов; учить различать однокоренные слова и слова, близкие по значению; совершенствовать умение подбирать однокоренные слова, принадлежащие к разным частям речи, и выделять корень; формировать внимание к лексического значения слова; воспитывать настойчивость и оптимизм.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

 

1. Проверка домашнего задания (упражнение 71)

- Как вы изменили выделенные слова, чтобы они отвечали на вопрос кто?, и какие родственные слова дописали?

- От какого слова, на ваш взгляд, произошло слово Родина? (От слов отец, батюшка)

- Даже растения - символы Украины. (Калина, тополь, ива, пшеница)

- Являются ли однокоренными слова папа и отец? (Нет, потому

2. Минутка чистопису (упражнение 71)

Че Ль Ки Чернигов

- От поданных слов этого упражнения образуйте однокоренные по образцу. (Львов - львовский, Киев - киевский, Харьков - харьковский, Чернигов - черниговский, Житомир - житомирский, Полтава - полтавский)

- С двумя словами (на выбор) составьте предложение. (Дети из Харькова поехали на экскурсию во Львов.)

 

III. Мотивация учебной деятельности

- Сегодня мы выясним, являются ли однокоренными слова, близкие по значению. Также будем совершенствовать умение подбирать родственные слова и определять в них корень.

 

IV. Систематизация и обобщение изученного

1. Коллективная работа с учебником (упражнение 75)

- Прочитайте предложение. Найдите в них слова, близкие по значению. Являются ли они однокоренными? (Пастух, табунщик, чабан, пастух. Нет.)

- Действительно, эти слова не являются однокоренными, хоть и обозначают один и тот же предмет, но корни у них разные, то есть в названиях предметов нет общей части.

- Запишем эти слова, но общей части обозначить не сможем, потому что ее нет.

- Выпишите родственные слова и подберите к ним самостоятельно еще аналоги, определите корень.

- Рассмотрите таблицу на стр. 35.

- Какой вывод можем сделать? (Слова, близкие по значению, не являются родственными, потому что не имеют общей части - корня. Однокоренные слова всегда имеют общий корень.)

2. Творческая работа (по вариантам)

- Образуйте группы родственных слов. Выдели в них корень.

I вариант - школа, дом, калина, листок. (Школьный, школьник; домовой, домашний; калинка, калиновый; листок, лиственный)

II вариант - язык, море, человек, береза. (Языковой, сказать; моряк, морской; человеческий, человечество; березовый, март)

III вариант - веселый, классный, лесной. (Весело, веселить; класс, классно; лес, лесовичок)

- Лучший творец - тот, кто собрал такие слова, которых нет в других учащихся, но есть в украинском словаре.

3. Самостоятельная работа (упражнение 73)

- Сравните свою работу с выполненным на доске.

- Что не совпадает? Почему?

- Написание каких слов вы проверяли по правилу?

- А когда надо проверять написание по словарю и по каким?

 

V. Итог урока

- Какие слова называются родственными? Почему? Приведите примеры.

- Что мы узнали нового о слова, близкие по значению?

- Что надо сделать, чтобы определить в словах корень?

- Всегда части слов, которые произносятся и пишутся одинаково, является общим для этих слов корнем?

- В каком ряду слова однокоренные?

• Смелый, бесстрашный, храбрый;

• лето, самолет, буква;

• зима, зимний, перезимовать.

 

VI. Домашнее задание с инструктажем

Упражнение 76.