Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Лекция 12 ЭТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ В АУДИТОРИИ

 

Этапы общения с аудиторией

 

Публичное выступление перед аудиторией надо рассматривать в единстве всех его аспектов, как целостный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов:

• докомунікативний - формирование методологических принципов деятельности лектора, определение позиций, подбор и оценивание материала, что станет основой лекции;

• передкомунікативний - подготовка выступления по определенной теме. Лектор определяет стратегию будущего выступления и его основную идею, решает вопросы, связанные с трактовкой и оформлением будущей лекции, отрабатывает содержание лекции и приемы его передачи;

• коммуникативный - центральный в процессе общения. Это творческая работа лектора в аудитории. Во время взаимодействия двух равноправных партнеров - лектора и совокупного субъекта - решается основная задача, с целью которого организуется конкретная встреча. При результативной взаимодействия подготовлен и разработан содержательный материал лекции становится действенным средством влияния на установки, знания, умения слушателей, формирование их убеждений;

• посткомунікативний - определение результативности встречи лектора с аудиторией. Этот этап иногда игнорируют, однако он требует внимания и включения в основной лекционной деятельности, потому что дает возможность определить, достиг ли он цели, удовлетворили свой интерес и свои цели слушатели. Это поможет лектору в следующий раз устранить допущенные ошибки, лучше учесть запросы людей [3, с. 148-154].

Как отмечалось, этап подготовки публичного выступления известной степени определяет ее эффективность. Ученые, лучшие ораторы, ссылаясь на так называемую теорию формирования умственных действий П. Я. Гальперина, а также исследования нейропсихолога А. Г. Лурия, рекомендуют:

• готовить полный текст лекции, публичного выступления;

• печатать его, помня, что чтение вслух одной страницы длится примерно 2 минуты. Это даст возможность, во-первых, упорядочить материал и не запутаться в нем, а во-вторых - сориентироваться в его объему и времени;

• подчеркивать важные мысли;

• выделять основные смысловые блоки так, чтобы переход от одного к другому был естественным;

• хорошо представлять себе, о чем следует говорить в каждом блоке, как аргументировать мнение, отвечать на возможные вопросы и др.

Опытные ораторы говорят, если так работать, то тогда с самого начала текст будет не суммой отдельных высказываний, а целостной структурой, в которой видно важные и второстепенные вопросы, сильные и слабые стороны, чисто “ораторские” и содержательные приемы. Тогда теряется зависимость от текста, и он подчиняется тому, кто выступает.

В случае необходимости оратор сможет говорить спокойно, непринужденно, сокращать текст, перестраивать его, дополнять, а впоследствии почти и не пользоваться им. В аудитории не желательно проговаривать написанный и выученный заранее текст. Мнение оратора лучше воспринимается, если он воплощает ее в живую фразу, что рождается здесь, в процессе вещания. В этом случае все его ссылки будут обращены к аудитории, а не к шпаргалки. И усилия выступающего тогда не будут тратиться на то, чтобы воспроизвести текст, который был подготовленный ранее. Ведь работает мысль, а не память.

Всем нравится слушать выступающего, который умеет включить в выступления интересное повествование и делает это уместно. Но следует также учитывать то, что нет ничего хуже, чем неудачно сказанная шутка, потому аудитория начнет реагировать на него и перестанет слушать. Если тему выступления можно проиллюстрировать, надо непременно этим воспользоваться. Это гарантирует большее внимание аудитории, поскольку она не только слышать, но и видеть. Однако следует сначала убедиться, что в помещении есть технические средства и они находятся в рабочем состоянии, а вы умеете с ними работать.