Лекция 12 ЭТИЧЕСКИЕ
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ В АУДИТОРИИ
Этапы общения с аудиторией
Публичное выступление перед аудиторией
надо рассматривать в единстве всех его аспектов, как целостный комплекс, состоящий
из нескольких взаимосвязанных этапов:
• докомунікативний - формирование
методологических принципов деятельности лектора, определение позиций, подбор и
оценивание материала, что станет основой лекции;
• передкомунікативний - подготовка
выступления по определенной теме. Лектор определяет стратегию будущего
выступления и его основную идею, решает вопросы, связанные с трактовкой и
оформлением будущей лекции, отрабатывает содержание лекции и приемы его
передачи;
• коммуникативный - центральный в
процессе общения. Это творческая работа лектора в аудитории. Во время взаимодействия
двух равноправных партнеров - лектора и совокупного субъекта - решается
основная задача, с целью которого организуется конкретная встреча. При
результативной взаимодействия подготовлен и разработан содержательный материал
лекции становится действенным средством влияния на установки, знания, умения слушателей,
формирование их убеждений;
• посткомунікативний - определение
результативности встречи лектора с аудиторией. Этот этап иногда игнорируют, однако
он требует внимания и включения в основной лекционной деятельности, потому что дает возможность
определить, достиг ли он цели, удовлетворили свой интерес и свои цели
слушатели. Это поможет лектору в следующий раз устранить допущенные ошибки, лучше
учесть запросы людей [3, с. 148-154].
Как отмечалось, этап подготовки
публичного выступления известной степени определяет ее эффективность. Ученые, лучшие
ораторы, ссылаясь на так называемую теорию формирования умственных действий П. Я.
Гальперина, а также исследования нейропсихолога А. Г. Лурия, рекомендуют:
• готовить полный текст лекции,
публичного выступления;
• печатать его, помня, что
чтение вслух одной страницы длится примерно 2 минуты. Это даст возможность,
во-первых, упорядочить материал и не запутаться в нем, а во-вторых - сориентироваться
в его объему и времени;
• подчеркивать важные мысли;
• выделять основные
смысловые блоки так, чтобы переход от одного к другому был естественным;
• хорошо представлять себе,
о чем следует говорить в каждом блоке, как аргументировать мнение, отвечать на
возможные вопросы и др.
Опытные ораторы говорят, если так
работать, то тогда с самого начала текст будет не суммой отдельных
высказываний, а целостной структурой, в которой видно важные и второстепенные вопросы,
сильные и слабые стороны, чисто “ораторские” и содержательные приемы. Тогда теряется
зависимость от текста, и он подчиняется тому, кто выступает.
В
случае необходимости
оратор сможет говорить
спокойно, непринужденно, сокращать текст, перестраивать его, дополнять, а
впоследствии почти и не пользоваться им. В аудитории не желательно проговаривать написанный
и выученный заранее текст. Мнение оратора лучше воспринимается, если он
воплощает ее в живую фразу, что рождается здесь, в процессе вещания. В этом случае
все его ссылки будут обращены к аудитории, а не к шпаргалки. И усилия
выступающего тогда не будут тратиться на то, чтобы воспроизвести текст, который был
подготовленный ранее. Ведь работает мысль, а не память.
Всем нравится слушать выступающего,
который умеет включить в выступления интересное повествование и делает это уместно. Но следует
также учитывать то, что нет ничего хуже, чем неудачно сказанная шутка, потому
аудитория начнет реагировать на него и перестанет слушать. Если тему выступления можно
проиллюстрировать, надо непременно этим воспользоваться. Это гарантирует большее внимание
аудитории, поскольку она не только слышать, но и видеть. Однако следует сначала
убедиться, что в помещении есть технические средства и они находятся в рабочем
состоянии, а вы умеете с ними работать.