Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Лекция 12 ЭТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ В АУДИТОРИИ

 

Вербальные и невербальные средства общение с аудиторией

 

Для успешного общения с аудиторией лектору важно уметь пользоваться невербальными средствами. Это тем более важно, потому что слушатели, как правило, молчат, и подавать сигналы о восприятии выступления они могут лишь так, чтобы не мешать: жестами и мимикой. Ранее присутствующих на лекции вообще считали пассивными объектами слушания. Только в последние годы стали аудиторию считать равноправным субъектом общения. Именно невербальные средства общения сигнализируют лектору о том, как происходит его взаимодействие с аудиторией.

Несловесные средства по-разному используются в процессе общения оратора, лектора с аудиторией: как поисковые компоненты, которые учитываются при ориентировании перед началом общения; как символы, используемые для корректировки уже установленного контакта. Они, в частности, делятся на разные сигналы: что идут от слушателей на подтверждение понимания ими того, о чем говорит оратор; идущие от лектора с “запросом” к слушателям понимание; что передают отношение лектора к аудитории.

Важнейшим средством общения человека, который выступает перед аудиторией, безусловно, является ее речь, речевая деятельность. Такое вещание часто называют ораторской или публичной языке.

Ораторское или публичное вещание служит определенной цели - познавательной, информационной (к этому близка лекция в студенческой аудитории) или нередко убеждению. Известно еще такие функции речи в аудитории, как внушения и психического заражения. В речи оратора в аудитории проявляется его умение строить и подавать свое выступление так, чтобы он наилучшим образом соответствовал требованиям информирование, убеждение, внушение и заражения. Для этого нужны определенные речевые навыки, отработанная техника. Поэтому перед оратором встает двойная задача: учиться выстраивать образы средствами языка и уметь их произносить, хорошо знать особенности монологической формы вещание.

В широком понимании - это умение пользоваться всеми связанными с языком приемами воздействия на слушателей. Это “речевая мастерство”. В узком понимании - это правильность, грамотность языка, т.е. знание общепринятых норм (правил) литературного языка [3, с. 134-142]. Основное практическое задание выступающего в овладении культурой речи - научиться точно формулировать свои мысли, удачно подбирать слова, грамматически правильно строить фразы, четко произносить звуки и их сочетания, правильно ставить ударение и др., то есть овладеть литературными нормами произношения, словоупотребления и построения сообщений. Тогда культура речи, в свою очередь, способствовать повышению культуры общения в аудитории. Последняя требует также перехода от монологического речи оратора к диалогической. Для выступления в аудитории, разумеется, более характерным является монолог, но диалог, если лектор ним удачно пользуется, создает благоприятные условия для общения. Диалог как результат активного взаимодействия сторон предусматривает совместное выработки оценок и взглядов. В аудитории он может проходить в виде обсуждения противоположных мнений, взглядов, принципиальных положений, то есть научной дискуссии или споры, или использоваться лектором как публичное мышление.

Вообще, ничто не выдает происхождение, образование, самодисциплина и воспитание так быстро и четко, как слова, которые употребляются и произносятся. При этом не надо путать характерные языковые признаки определенных регионов страны или акцент, унаследованный от родителей иностранного происхождения, с плохим произношением, что берет начало от неграмотности или халатности. Лучше говорить просто и понятно, чем “красиво” и претенциозно. Украшение языка иностранными словами отнюдь не является признаком высокой культуры и образованности, но правильно употреблено редкое слово часто добавляет своеобразных красок выступления оратора. Однако это хорошо воспринимается только тогда, когда это слово органично вплетается в его язык. Когда человек, который выступает, говорит “э-э-э” и судорожно ищет нужное слово, то аудитория перестает следить за ее мыслью и отказывается быть ее партнером в общении. Простая и понятная речь намного приятнее и лучше способствует установлению дружеских взаимоотношений, чем неумелое использование несвойственного выступающему большого словарного запаса.

Крикливая речь не только раздражает слух, а и есть крайне плохой формой общения, потому что привлекает всеобщее внимание. Некоторые люди произносят слова гугняво, глотают их, кричат; одни произносят слова очень медленно, а другие, наоборот, очень быстро. А для слушателя важнейшими являются сила звука, произношение и дикция. Надо помнить также о краткость выступления. Вспомним, как надоедает, утомляет и раздражает выступление, что не имеет ни конца ни края, тем временем как слушатели уже чуть ли не засыпают.