Лекция 12 ЭТИЧЕСКИЕ
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ В АУДИТОРИИ
Вербальные и невербальные средства
общение с аудиторией
Для успешного общения с аудиторией лектору важно
уметь пользоваться невербальными средствами. Это тем более важно, потому что слушатели, как
правило, молчат, и подавать сигналы о восприятии выступления они могут лишь
так, чтобы не мешать: жестами и мимикой. Ранее присутствующих на лекции вообще
считали пассивными объектами слушания. Только в последние годы стали аудиторию
считать равноправным субъектом общения. Именно невербальные средства общения
сигнализируют лектору о том,
как происходит его
взаимодействие с аудиторией.
Несловесные средства по-разному
используются в процессе общения оратора, лектора с аудиторией: как
поисковые компоненты, которые учитываются при ориентировании перед началом
общения; как символы,
используемые для
корректировки уже установленного контакта. Они, в частности, делятся на разные
сигналы: что идут от слушателей на подтверждение понимания ими того, о чем говорит оратор; идущие от
лектора с “запросом” к слушателям понимание; что передают отношение лектора
к аудитории.
Важнейшим средством общения
человека, который выступает перед аудиторией, безусловно, является ее речь, речевая
деятельность. Такое вещание часто называют ораторской или публичной языке.
Ораторское или публичное вещание
служит определенной цели - познавательной, информационной (к этому близка лекция в
студенческой аудитории) или нередко убеждению. Известно еще такие функции
речи в аудитории, как внушения и психического заражения. В речи оратора
в аудитории проявляется его умение строить и подавать свое выступление так, чтобы
он наилучшим образом соответствовал требованиям информирование, убеждение, внушение и
заражения. Для этого нужны определенные речевые навыки, отработанная техника.
Поэтому перед оратором встает двойная задача: учиться выстраивать образы средствами
языка и уметь их произносить, хорошо знать особенности монологической формы
вещание.
В широком понимании - это умение
пользоваться всеми связанными с языком приемами воздействия на слушателей. Это
“речевая мастерство”. В узком понимании - это правильность, грамотность
языка, т.е. знание общепринятых норм (правил) литературного языка [3, с.
134-142]. Основное практическое задание выступающего в овладении культурой речи -
научиться точно формулировать свои мысли, удачно подбирать слова, грамматически правильно
строить фразы, четко произносить звуки и их сочетания, правильно ставить
ударение и др., то есть овладеть литературными нормами произношения,
словоупотребления и построения сообщений. Тогда культура речи, в свою очередь,
способствовать повышению культуры общения в аудитории. Последняя требует также
перехода от монологического речи оратора к диалогической. Для выступления в
аудитории, разумеется, более характерным является монолог, но диалог, если лектор ним
удачно пользуется, создает благоприятные условия для общения. Диалог как результат
активного взаимодействия сторон предусматривает совместное выработки оценок и взглядов. В
аудитории он может проходить в виде обсуждения противоположных мнений,
взглядов, принципиальных положений, то есть научной дискуссии или споры, или использоваться
лектором как публичное мышление.
Вообще, ничто не выдает происхождение,
образование, самодисциплина и воспитание так быстро и четко, как слова, которые употребляются
и произносятся. При этом не надо путать характерные языковые признаки определенных
регионов страны или акцент, унаследованный от родителей иностранного происхождения, с
плохим произношением, что берет начало от неграмотности или халатности. Лучше
говорить просто и понятно, чем “красиво” и претенциозно. Украшение языка
иностранными словами отнюдь не является признаком высокой культуры и образованности, но
правильно употреблено редкое слово часто добавляет своеобразных красок выступления оратора. Однако
это хорошо воспринимается только тогда, когда это слово органично вплетается в его
язык. Когда человек, который выступает, говорит “э-э-э” и судорожно ищет нужное
слово, то аудитория перестает следить за ее мыслью и отказывается быть ее
партнером в общении. Простая и понятная речь намного приятнее и лучше
способствует установлению дружеских взаимоотношений, чем неумелое использование несвойственного
выступающему большого словарного запаса.
Крикливая речь не только раздражает слух, а
и есть крайне плохой формой общения, потому что привлекает всеобщее
внимание. Некоторые люди произносят слова гугняво, глотают их, кричат; одни
произносят слова очень медленно, а другие, наоборот, очень быстро. А для слушателя
важнейшими являются сила звука, произношение и дикция. Надо помнить также о
краткость выступления. Вспомним, как надоедает, утомляет и раздражает выступление, что не имеет
ни конца ни края, тем временем как слушатели уже чуть ли не засыпают.