Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Лекция 12 ЭТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ В АУДИТОРИИ

 

Личностное влияние оратора на характер общения в аудитории

 

В двостронній взаимодействия в аудитории ініціативнішим есть лектор, оратор. Он - основной источник влияния на аудиторию.

Как субъект общения лектор или выступающий должен иметь определенные характеристики, склонность к данной деятельности, готовность к ней и включенность в нее. Это способствует его эффективному взаимодействию с аудитории, установлению контакта, что является дополнительным положительным фактором, ибо приносит лектору интеллектуальное и эмоциональное сопереживание.

Последнее чаще всего вызывается личностью того, кто выступает, и способствует подключению внимания слушателей к проблемам, что волнуют его в этот миг, взаимопониманию и согласованности действий обеих сторон, которые принимают участие в общении. Но лектору (выступающему) при этом стоит помнить, что согласно закону о психическом заражения эмоциональный накал аудитории может стать таким сильным, что неопытный оратор не сможет дальше с ней работать [10, с. 259-260]. Поэтому большинство специалистов, хорошо зная свои возможности, предпочитают работать в камерных условиях, и лишь некоторые - в больших аудиториях.

Важным видом контакта лектора, оратора с аудиторией является интеллектуальный. Он сводится к тому, что обе стороны присоединяются к активному рассмотрению проблем, решая определенные мыслительные задачи. Особенно это проявляется тогда, когда человек, публично выступает, будто пытается решить проблему на глазах у слушателей. Тогда аудитория соглашается или выражает свое несогласие, одобряет или сомневается, но есть соучастником его мислительного процесса.

Обязательным условием для установки контакта является принятие слушателей как равноправных партнеров по общению. Ядром консолидации есть основная идея, лежащая в основе публичного выступления и выражает позицию оратора. Именно благодаря четкой позиции, индивидуальности лектор, оратор вызывают в аудитории интерес к себе и устанавливают с ним контакт. Надо не просто привлечь внимание аудитории, но и заинтересовать именно той идеей, которая для него является основной.

Внешним проявлением того, есть контакт или нет, поведение слушателей на встрече. Так, внимание присутствующих, их взгляды и жесты одобрения, тишина, регулируется лектор, молчание во время паузы и прочее свидетельствуют о том, что слушатели включились в совместной с ним мыслительную деятельность. Тогда и он чувствует себя непринужденно, говорит проще, получает удовольствие от общения с аудиторией.

Конечно, общаясь с аудиторией, лектор (оратор) бессознательно (иногда сознательно) подчеркивает некоторые черты своей личности, чтобы у людей, которые его слушают, возник определенный образ. Такое “самопредставле ние” в лекционном общении играет большую роль, хотя надо помнить, что лектор на трибуне - все же не актер.

Следовательно, эффективность общения с аудиторией во многом зависит от лектора (докладчика), его личности и поведения. Этому способствуют его социально-психологические (прежде всего, коммуникативные) и индивидуально-психологические качества (темперамент, характер, способности и др.). Но большое значение имеет то, как ведет себя человек, выступая за трибуной, отвечая на вопросы, а также ее внешний вид, манеры, насколько она придерживается общепринятых правил этикета. Если лектор их часто нарушает, не умеет с уважением относиться к людям, в своих суждениях не проявляет честности и справедливости, если чувствуется, что такие этические категории, как добро и любовь, ему не присущи, если его внешний вид и манеры раздражают, аудитория не будет воспринимать его и слушать не будет.