Лекция 12 ЭТИЧЕСКИЕ
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ В АУДИТОРИИ
Психологические и этические основы
общение в аудитории
Для того чтобы общение лектора и
аудитории имело положительный результат, нужно придерживаться определенных требований.
Первым требованием является ориентация лектора
в условиях общения. Чтобы оно было успешным, лектор должен определить цели и
мотивы аудитории, выяснить для себя ее специфику, знать время и место проведения
встречи. Характер ориентировки перед встречей с аудиторией несколько иной, чем
при межличностном общении, когда важно, чтобы к началу разговора
собеседники уже знали кое-что друг о друге: о особенности характера, круг
интересов, уровень знаний, мотивы поведения и т.д. При публичном общении
оратор не создает образ каждого из будущих “собеседников”, ибо это невозможно.
У него формируется общий образ аудитории. Причем это не какой-то средний
слушатель, а совершенно новое, специфическое явление, что не является совокупностью отдельных
личностей. Большое затруднение заключается в том, что этот образ надо сравнивать
с реальными людьми, которые сидят в зале, корректировать его, чувствуя их
реакцию. Если этого не делать, контакт поддерживать трудно, и встреча станет
неэффективной. Важным компонентом ориентации общения является заблаговременная информация
о возраст, основные социальные и профессиональные характеристики людей, о количестве
возможных участников встречи и помещения, в котором состоится лекция.
Психологи уделяют большое внимание
именно ориентации общения в аудитории и дают такие рекомендации:
• обеспечить “глубину” ориентации,
которой нуждается именно эта лекция;
• настроиться именно на конкретную
аудиторию;
• овладеть техникой чтения по
лицами и поведением людей, то есть моделировать внутренние особенности присутствующих
в аудитории личностей, используя внешние признаки, невербальные средства
общение.
Вторым условием успешного общения
с аудиторией является определение ее мотивации. Деятельность человека, как правило, всегда есть
мотивированным, однако в каждый конкретный момент преобладает какой-то один мотив.
В публичном общении, как
правило, доминирует коммуникативно-познавательная потребность. Психологи выделяют такие
виды мотивов:
• связанные с объектом и целью
взаимодействия, то есть с социальной деятельностью (скажем, выступления коллег по профессии
или известных ученых);
• познавательные (когда слушатели хотят
удовлетворить свою потребность познать что-то важное, значимое для себя). Потребность в
встречи с лектором возникает особенно тогда, когда вопрос, что интересует человека, не
достаточно понятное для нее;
• социальные (например, встречи, на
которых выдвигаются кандидаты в народные депутаты);
• личностные (все так делают, потому
оратора все хорошо знают - это любимый актер, писатель, общественный деятель,
который чем-то вызвал в данный момент особый интерес).
Третьим условием эффективного
общение в аудитории есть целеустремленность. Конкретная цель обусловлена темой
лекции или выступления, характером аудитории, условиями общения.
Различают несколько типов целей, определяющих влияние на аудиторию: пробуждение
интереса к новым знаниям и поисковой деятельности, к творческой активности, к развитию
потребности в самообразовании; передача сообщений, имеющих практическую ценность;
формирование определенной системы оценочных суждений или изменение оценок, которые были сделаны
ранее [3, с. 104-114].
Следовательно, публичное общение, что
реализуется говорением лектора, оратора и слушанием аудитории, предполагает
активное мислительно-мнемічну деятельность людей, концентрацию и направленность их
внимание, интерес к процессу принятия и обработки информации.