Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Лекция 12 ЭТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ В АУДИТОРИИ

 

Психологические и этические основы общение в аудитории

 

Для того чтобы общение лектора и аудитории имело положительный результат, нужно придерживаться определенных требований.

Первым требованием является ориентация лектора в условиях общения. Чтобы оно было успешным, лектор должен определить цели и мотивы аудитории, выяснить для себя ее специфику, знать время и место проведения встречи. Характер ориентировки перед встречей с аудиторией несколько иной, чем при межличностном общении, когда важно, чтобы к началу разговора собеседники уже знали кое-что друг о друге: о особенности характера, круг интересов, уровень знаний, мотивы поведения и т.д. При публичном общении оратор не создает образ каждого из будущих “собеседников”, ибо это невозможно. У него формируется общий образ аудитории. Причем это не какой-то средний слушатель, а совершенно новое, специфическое явление, что не является совокупностью отдельных личностей. Большое затруднение заключается в том, что этот образ надо сравнивать с реальными людьми, которые сидят в зале, корректировать его, чувствуя их реакцию. Если этого не делать, контакт поддерживать трудно, и встреча станет неэффективной. Важным компонентом ориентации общения является заблаговременная информация о возраст, основные социальные и профессиональные характеристики людей, о количестве возможных участников встречи и помещения, в котором состоится лекция.

Психологи уделяют большое внимание именно ориентации общения в аудитории и дают такие рекомендации:

• обеспечить “глубину” ориентации, которой нуждается именно эта лекция;

• настроиться именно на конкретную аудиторию;

• овладеть техникой чтения по лицами и поведением людей, то есть моделировать внутренние особенности присутствующих в аудитории личностей, используя внешние признаки, невербальные средства общение.

Вторым условием успешного общения с аудиторией является определение ее мотивации. Деятельность человека, как правило, всегда есть мотивированным, однако в каждый конкретный момент преобладает какой-то один мотив.

В публичном общении, как правило, доминирует коммуникативно-познавательная потребность. Психологи выделяют такие виды мотивов:

• связанные с объектом и целью взаимодействия, то есть с социальной деятельностью (скажем, выступления коллег по профессии или известных ученых);

• познавательные (когда слушатели хотят удовлетворить свою потребность познать что-то важное, значимое для себя). Потребность в встречи с лектором возникает особенно тогда, когда вопрос, что интересует человека, не достаточно понятное для нее;

• социальные (например, встречи, на которых выдвигаются кандидаты в народные депутаты);

• личностные (все так делают, потому оратора все хорошо знают - это любимый актер, писатель, общественный деятель, который чем-то вызвал в данный момент особый интерес).

Третьим условием эффективного общение в аудитории есть целеустремленность. Конкретная цель обусловлена темой лекции или выступления, характером аудитории, условиями общения. Различают несколько типов целей, определяющих влияние на аудиторию: пробуждение интереса к новым знаниям и поисковой деятельности, к творческой активности, к развитию потребности в самообразовании; передача сообщений, имеющих практическую ценность; формирование определенной системы оценочных суждений или изменение оценок, которые были сделаны ранее [3, с. 104-114].

Следовательно, публичное общение, что реализуется говорением лектора, оратора и слушанием аудитории, предполагает активное мислительно-мнемічну деятельность людей, концентрацию и направленность их внимание, интерес к процессу принятия и обработки информации.