Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Основы педагогики

1. Общие основы педагогики

1.3. Целостный педагогический процесс

1.3.2 Закономерности и принципы педагогического процесса

Философия трактует закономерность как объективный, устойчивый, повторяющийся, необходимую и существенную связь между явлениями и процессами, характеризующая их развитие.

Закономерности педагогического процесса. Поскольку закономерные связи между предметами и явлениями имеют внешний и внутренний характер, то и закономерности педагогического процесса отражают его связи с общественной средой и внутренние связи, присущие компонентам этого процесса.

Воспитание в широком смысле тесно связано со всеми общественными процессами, зависит от уровня развития экономики, политической системы и т.д. Это означает, что проблемы, которые приходится решать в воспитательном процессе, обусловленные общественным средой. Поэтому первая закономерность педагогического процесса, которая реализует воспитания в широком смысле, заключается в том, что целостный педагогический процесс, его цель, задачи, содержание, формы и методы обусловлены социально-экономическими и идеологическими потребностями общества.

Педагогический процесс осуществляется в условиях, которые могут способствовать или препятствовать успешному функционированию. Так, экономический кризис, который переживает сейчас Украина, стремительные изменения, происходящие в социальной структуре, остаточный принцип финансирования культурно-образовательной сферы негативно влияют на педагогические процессы в современной школе. Поэтому задачи, содержание, формы и методы педагогического процесса зависят не только от потребностей, но и от возможностей общества, от условий, в которых он происходит.

Среди внутренних связей между компонентами педагогического процесса важным является связь между процессами обучения, воспитания, образования и развития. Психолого-педагогическая теория и практика доказывают, что обучение и воспитание играют решающую роль в развитии личности. Без обучения невозможно достичь цели воспитания. А предпосылкой успешного обучения является определенный уровень воспитанности молодого человека. Поэтому в целостном педагогическом процессе все уроки и воспитательные мероприятия должны оказывать развивающее влияние, а обучение должно иметь виховуючий и развивающий характер.

Эффективность воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе закономерно зависит от того, насколько педагогам удалось обеспечить единство своих действий с действиями учеников. При совпадении целей воспитательных воздействий педагогов самовоспитания учащихся, педагогического руководства и самодеятельности воспитанников возрастает эффективность педагогического процесса. Это требует стимулирования активности и самостоятельности учащихся, побуждение их к самовоспитанию, самообразованию, самовыражению.

Не меньшую роль играет и организация деятельности и общения учащихся в воспитании и обучении. В активной деятельности (игровой, учебно-познавательной, трудовой, общественной) ученик усваивает способы действий и познает объективные свойства предметов. В обучении и воспитании существенное значение имеют общение педагогов и воспитанников, а также общение между самими учениками. Благодаря общению ученик овладевает социальным опытом, общественными ценностями, утверждает себя как личность.

Успешность педагогического процесса зависит и от умения педагогов правильно учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников. Каждый возрастной период имеет свои характерные особенности, зная которые, педагог выбирает соответствующее содержание, формы и методы обучения и воспитания.

Пристального внимания требует взаимосвязь коллектива и личности в педагогическом процессе. Ведь в коллективе формируются такие черты личности, как коллективизм, взаимопомощь, сострадание, гуманизм, доброта и др. В нем молодой человек учится правильно общаться, оценивать себя, перенимает лучшие образцы поведения в своих товарищей.

Не стоит забывать и о закономерная связь задач, содержания, форм и методов в педагогическом процессе. Управление целостным педагогическим процессом начинается с проектирования его целей и задач. Они определяют все остальные его элементы: содержание, формы и методы деятельности педагогов и учащихся (студентов). Содержание педагогического процесса должен обеспечить выполнение поставленных задач. Он ощутимо влияет на отбор методов, форм и средств обучения и воспитания.

Только в том случае, когда задачи, содержание, формы и методы педагогического процесса будут составлять целостную логическую систему, когда педагог продумает связи между этими компонентами, выберет их рациональные варианты, можно ожидать достижения желаемого результата.

Принципы педагогического процесса.

Если закономерности выражают существенную, необходимую связь между причиной и следствием, то принципы, которые основываются на закономерностях, являются основными требованиями, которые определяют общее направление педагогического процесса, его цели, содержание и методику организации.

Принципы педагогического процесса (лат. principium - основа, начало) - система основных требований к обучению и воспитанию, соблюдение которых позволяет эффективно решать проблемы всестороннего развития личности.

Определение единых принципов целостного педагогического процесса не исключает специфики обучения и воспитания, поскольку каждый из принципов обусловлен своеобразием содержания, форм и методов педагогической деятельности.

Среди многообразия педагогических принципов выделяют общие принципы целостного педагогического процесса, к которым относятся: целенаправленность педагогического процесса; связь школы с жизнью; научность содержания воспитания и обучения; доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; систематичность и последовательность; сознательность, активность, самодеятельность, творчество учащихся; связь обучения и воспитания с общественно полезным, производительным трудом; наглядность; коллективный характер воспитания и обучения; уважение к личности ребенка, соединенная с разумной требовательностью к ней; выбор оптимальных методов, форм, средств обучения и воспитания; прочность, осознанность и действенность результатов образования, воспитания и развития; комплексный подход к питомцу.

Принцип целенаправленности педагогического процесса выражает требование организовывать учебно-воспитательную работу с целью всестороннего развития каждого ребенка, подготовки ее к участию в переустройстве общества, к жизни в демократическом, правовом государстве. Целевая направленность содержания и организации обучения и воспитания способствует формированию целостного научного мировоззрения и национального самосознания учащихся, эмоционально-волевой сферы, приемлемого поведения. Проектируя личность школьника, педагог стремится к тому, чтобы сделать общие цели и задачи воспитания и обучения собственными целями и задачами каждого ученика.

Принцип связи школы с жизнью практически реализуется через связи содержания воспитания и обучения с процессами развития рыночной экономики, демократизации общественной жизни, реформирование системы образования. К этим процессам должны привлекаться и школьники, студенты, благодаря чему в них будет формироваться нравственная, психологическая и практическая готовность к самостоятельной общественной жизни и труда.

Принцип научности содержания воспитания и обучения требует, чтобы обучение и воспитание раскрывали учащимся, студентам объективную картину мира, закономерности развития природы, общества, культуры. Реализуется он прежде всего при разработке программ воспитания, учебных программ и учебников. Кроме формирования научного мировоззрения, принцип предполагает развитие у учащихся умений и навыков научного поиска, усвоения ими способов научной организации труда.

Принцип доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся означает, что обучение и воспитание должны строиться с учетом уровня возможностей учащихся, не приводить к интеллектуальных, физических и моральных перегрузок. За слишком сложного содержания, недоступных форм и методов обучения снижается мотивация, быстро ослабевают волевые усилия детей, снижается работоспособность, появляется чрезмерная усталость. При упрощении содержания исчезает интерес к учению, не формируются необходимые волевые усилия, не развивается учебная работоспособность, уменьшается развивающее влияние обучения.

Принцип систематичности и последовательности реализуется в различных формах планирования (тематическом и поурочном), написании планов. Он предусматривает формирование у учащихся, студентов навыков рационального планирования своей учебной деятельности; такую организацию воспитательного процесса, при которой каждый воспитательное мероприятие является естественным и логическим продолжением предыдущей работы, закрепляет и развивает достигнутое, поднимает воспитание и развитие на высший уровень.

Соблюдение принципа сознательности, активности, самодеятельности, творчества учащихся в педагогическом процессе способствует формированию сознательных, активных, самостоятельных и творческих людей. Игнорирование его в обучении и воспитании порождает пассивность, равнодушие.

Реализация принципа связи обучения и воспитания с общественно полезным, производительным трудом воспитывает молодых людей творцами общественных ценностей. Ведь труд помогает познать себя и других людей, воспитывает уважение к себе и тех, кто рядом, обогащает социальным опытом, помогает выбрать жизненный путь и самоутвердиться.

Принцип наглядности предполагает использование наглядности не только как средства иллюстрирования, но и для того, чтобы ученики, студенты научились самостоятельно работать с художественным образом как источником информации, что содержит в себе общее ее единичное, общее и индивидуальное. Такая работа с наглядностью обостряет внимание, развивает аналитическое мышление, умение достигать образного выражения разнообразных технических и общественных проблем.

Принцип коллективного характера воспитания и обучения предусматривает последовательное сочетание массовых, коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Подготовка молодого человека к жизни в обществе требует накопления опыта труда и активной общественной жизни в трудовом коллективе. Необходимо овладеть навыками коллективистских отношений: солидарности, взаимопомощи, взаимоконтроля, взаємовимогливості. Коллективные формы воспитания и обучения в сочетании с групповыми и индивидуальными позволяют одновременно воздействовать на массы в целом и на каждую личность в частности.

Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к ней имеет особое значение. Уважение и требовательность к ребенку воспитывают в нем чувство человеческого достоинства, формируют представления о гуманных принципах человеческих взаимоотношений. Педагогическое значение единства уважения и требовательности заключается еще и в том, что активное участие в важных общественных делах и ответственность способствуют самоутверждению, возвышают личность в собственных глазах, окрыляют и вдохновляют.

Принцип выбора оптимальных методов, форм, средств обучения и воспитания основывается на осознании того, что не существует универсальных подходов к обучению и воспитанию, которые срабатывают в любых педагогических ситуациях. Успешно решить ту же педагогическую проблему можно различными сочетаниями форм и методов работы. Этот принцип отражает демократичность условий работы современной школы, которые дают педагогам право выбора на научной основе оптимальных для них и конкретных условий методов, форм и приемов работы.

Принцип прочности, осознанности и действенности результатов образования, воспитания и развития требует, чтобы чувствовался не только образовательный, но и воспитательный, развивающий эффект педагогического процесса (устойчивыми были моральные убеждения, навыки учебно-познавательной деятельности, способы общественно ценного поведения, черты характера и т.д.). Он предусматривает необходимость осознания полученных знаний, ориентирует учебный процесс на формирование действенных знаний, умений, навыков и способов поведения.

Принцип комплексного подхода к воспитанию проявляется в органических связях учебной, трудовой деятельности школьников, студентов с формированием мировоззрения ценных для общества мотивов поведения, с нравственным отношением к учебе, труду, природы, самого себя, других людей. Комплексный подход, что обеспечивает единство организации и результатов воспитания и обучения, воплощается прежде всего в межпредметных связях. Комплексность содержания воспитательного процесса проявляется в программе воспитательной работы, которая предусматривает привлечение молодых людей к всех видов деятельности. Принцип отражает объективную требование органического единства обучения, воспитания и жизни.

В реальном педагогическом процессе принципы обучения реализуются в тесной взаимосвязи, взаємозумовлюють друг друга, ни один из них не может быть задействован обособленно, то есть без учета и использования возможностей других.