Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Основы педагогики

1. Общие основы педагогики

1.3. Целостный педагогический процесс

1.3.3 Технология педагогического процесса

Технологический процесс является определенной системе технологических единиц, сориентированных на конкретный педагогический результат, например методика воспитательной работы классного руководителя. Педагогами-новаторами разработаны следующие технологии: оптимизация организации учебного процесса на занятиях (Юрий Бабанский); опорные листы (Виктор Шаталов); комментируемое управление учебным процессом (Софья Лысенкова) и др.

Педагогическая технология (гр. techne - мастерство и logos - слово, учение) - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подход и сочетание форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств (схем, чертежей, диаграмм, карт).

Задачами педагогической технологии являются:

1. достижение глубины и прочности знаний, закрепление умений и навыков из различных областей деятельности;

2. формирование и закрепление социально ценных форм поведения;

3. научение действиям с технологическим инструментарием, то есть формирование способности усваивать и пользоваться в учебно-познавательной деятельности технологическими схемами, графиками, картами, алгоритмам и строить собственные;

4. развитие технологического мышления, умение самостоятельно планировать, алгоритмизировать, стандартизировать свою образовательную деятельность; - воспитание привычки четко следовать требованиям технологической дисциплины на учебных занятиях и в процессе выполнения общественно полезного труда.

Особенности педагогической технологии.

Педагогической технологии и технологическим процессам присущи определенные особенности. Прежде всего, отдельные технологические процессы имеют различный развивающий потенциал. Одни из них развивают внимание, тщательность, способность действовать механически, только по заданной последовательностью основных элементов программы, что ограничивает творчество, воспитывает слепое послушание. Другие технологии побуждают к активной мыслительной работы и развивают творческую личность.

Важной особенностью педагогической технологии является технологичность содержания обучения и воспитания, его способность подвергаться кодированию, не теряя при этом своих учебно-воспитательных возможностей. Один материал легко кодируется, при розкодуванні не деформируется и осознается как целостность (математические формулы, способы решения типовых задач). Другой при кодировании теряет свои учебно-воспитательные возможности (философский, художественный, исторический), поэтому ограничение процесса изучения литературы, истории, искусства сугубо технологическими подходами приводит к бездумной зубрежки, формализма в знаниях, обедняет их воспитательные возможности.

Разработка педагогической технологии должна предусматривать целесообразность включения в педагогический процесс каждой технологической звенья, цепочки, системы. При этом следует иметь в виду, что никакая технология не может заменить живого слова, эмоционального общения.

Каждая технологическая звено, цепочка, система достигает высокой эффективности только при условии, что она психологически обоснована и имеет практические выходы. Так, технологические средства, связанные с наглядностью, должны основываться на особенностях детского образного мышления, в основе других - опора на психологические законы запоминания по сходству, по ассоциациям, по силе эмоционального возбуждения. Нет ни одной педагогической технологической системы, в основе которой не было бы психологических законов.

Разработка и применение любой педагогической технологии требует творческой активности педагогов и учащихся (студентов). Они принимают творческое участие в разработке технологического инструментария (составление технологических опорных схем, карт), в организации технологических форм воспитания и обучения. Активность педагога проявляется также в том, что он, хорошо зная индивидуальные психологические особенности своих учеников, вносит соответствующие коррективы в развертывание технологического процесса, организует взаимные консультации, взаємоперевірку и взаємооцінку.

Педагогические технологии не обеспечивают одинаково высокий результат успеваемости и воспитанности всех учащихся (студентов). Поэтому они требуют постоянного совершенствования, чтобы достичь положительных результатов в как можно более широкой аудитории.

Результат педагогической технологии в большой степени определяется уровнем мастерства педагога, степенью общего развития, настроением каждого ребенка, общим психологическим климатом в коллективе, материально-техническим оснащением. Таковы основные особенности любой педагогической технологии.

Классификация технологических единиц.

Все технологические явления в педагогике условно разделяют на: крупные технологические структуры, технологические микроструктуры, методико - технологические системные формообразования, технологические приемы, технологические звенья, методико - технологические цепочки, технологізовані формы учета результатов работы, технологические средства.

В крупных технологических структур относятся: структура целостного педагогического процесса; последовательно реализуемые структурные блоки организации коллектива; структурные звенья организации детского производительного труда. Нарушения технологической дисциплины в педагогической практике приводит к тому, что не соблюдается обязательная последовательность реализации всех элементов учебно-воспитательного процесса. Так, при наличии целей, содержания, форм работы нередко забывают о диагностике, обратную связь и коррекцию, что делает педагогический процесс неуправляемым.

Технологические микроструктуры возникают в разнообразных организационных формах педагогической деятельности, в методах педагогического взаимодействия. Так, технологическая микроструктура проявляется в различных типах уроков и является организационным каркасом работы. Она определяет русло, что обеспечивает движение к учебной цели. Требуют структурирования и формы воспитательной работы: классные часы, секционные занятия, кружки.

Методико - технологические системные формообразования появились в передовой и новаторской педагогической практике. Эффективность учебно-воспитательного процесса растет благодаря перехода педагогов от применения разрозненных, изолированных форм к использованию совокупности методико - технологических формообразований, которые включают детей в систему активной деятельности, общения. Так, для изучения темы по биологии можно прибегнуть к такого системного формообразования: экскурсия в природу -- практические бригадные занятия - урок - обобщающая лекция.

Технологический прием является компактным, частичным способом решения конкретной педагогической или учебной проблемы. Прием всегда входит в состав определенной технологической системы обучения или воспитания. Примерами педагогического технологического приема является опорная сигнальная схема, конспект, игра, драматизация, а также ситуации с использованием диаграмм, карт, графиков, записей и т.д. Так, во время изучения математики, физики, химии используют опорные кодированные конспекты.

Технологические звенья являются отдельными частями крупных технологических структур. Например, цель, диагностика или метод - звена целостной структуры педагогического процесса. Каждая технологическая звено выполняет только ей присущую функцию, а ее игнорирование нарушает целостность педагогического процесса. Так, отсутствие четкой педагогической цели делает труд педагога бессмысленной, без диагностики и обратной связи учебно-воспитательная работа становится неуправляемой.

Методико - технологические цепочки в творческой практике многих передовых учителей и воспитателей создают с целью формирования умений и навыков. Для этого в логической последовательности соединяют отдельные структурные звенья, приемы, диаграммы, карты, рисунки. В воспитательном процессе организация дежурства, строгий распорядок дня, выполнение общественных поручений могут образовывать своеобразный технологическую цепочку, который является оптимальным алгоритмом жизни воспитанников. Следовательно, технологическая цепочка является сочетанием взаимосвязанных, последовательно задействованных методов, способов, приемов, заданий, обеспечивающих формирование и закрепление учебных умений, трудовых действий, спортивных навыков, социально ценного поведения.

Технологические процессы обеспечиваются технологізованими формами учета результатов работы, которые стимулируют творческую активность детей. Так, педагог-новатор Иван Волков завел на каждого ученика специальный дневник, в котором отмечал качество выполнения самостоятельной работы. Если ученик работал творчески, его успех отображался в дневнике творческих работ.

Большинство педагогов делают выводы о познавательный интерес, увлечения, отношение к обучению детей только по оценкам в классном журнале Однако из него мало что можно узнать. Так, чти все учащиеся имеют по труду и рисованию высокие оценки, хотя и трудолюбие, и способности к изобразительному искусству у всех разные. Творческий дневник и творческая книжка, которые продолжались в средних и старших классах, полностью характеризовали бы захват школьников, их успехи в самостоятельной и творческой деятельности. Это бы дало возможность самому ученику объективно оценить свои возможности, выбирая профессию, и обратило бы внимание на его талант тех, кто будет принимать его на производство или в учебное заведение.

Среди педагогических технологий важное место занимают технологические средства. Компьютер, машинное программирование, разнообразные приборы включаются в педагогической технологии как отдельные звенья или в виде самостоятельного технико - технологической цепочки.

Педагогическая технология приближает педагогику к точным наукам, а педагогическую практику делает вполне организованным, управляемым процессом, с предсказуемыми позитивными результатами.

Каждый педагог должен помнить, что нельзя постоянно отдавать предпочтение одним принципам, технологическим приемам, а другие игнорировать. Ведь настоящего успеха в педагогической деятельности удается достичь лишь тогда, когда все компоненты целостного педагогического процесса воплощаются на практике системно.