Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Основы педагогики

1. Общие основы педагогики

1.3. Целостный педагогический процесс

Целостность объективно присуща общественным явлениям и процессам и свидетельствует о наличии у них основных компонентов, которые в своей взаимосвязи обеспечивают их полноценное функционирование. Педагогическая система как целостность является организационной совокупностью целей, содержания, условий, форм, методов обучения и воспитания, которые направляют и превращают жизнь и деятельность воспитанников.

1.3.1 Сущность и структура педагогического процесса

Каждое учебное заведение осуществляет обучение, воспитательную работу, что в своей совокупности составляют учебно-воспитательный (педагогический) процесс, который реализуется как организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (субъектов и объектов воспитания).

Сущность педагогического процесса. Взаимодействие педагогов и воспитанников в учреждениях образования, во время которой реализуются цели образования и воспитания, называют педагогическим (учебно-воспитательным) процессом.

Педагогический процесс (лат. processus - продвижение вперед) - специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, целью которой является решение образовательных проблем и развитие личности.

Понятие «учебно-воспитательный процесс» выражает совокупность учебных занятий непосредственно в учебном заведении и воспитательной работы за пределами класса (группы, учреждения образования), осуществляется педагогическим и ученическими (студенческими) коллективами по единому плану.

Организация педагогического процесса требует целостного подхода в коллективном решении задач образования и воспитания на каждом учебном занятии; сопровождение учебной деятельности разнообразной внеучебной работой по предмету; умелого сочетания усилий учителей с ученическим самоуправлением; налаживание связей с семьей, общественностью, церковью и т.д.

Динамика развития педагогического процесса зависит от отношений между воспитателями и воспитанниками. Особенности его организации обусловлены тем, что объекты воспитания (учащиеся, студенты, ученические или студенческие коллективы) являются одновременно и субъектами воспитания. Недооценка этого приводит к крупным просчетам в деятельности воспитателей - как правило, к авторитарности педагога, который подавляет личность воспитанника. Взаимная активность, сотрудничество педагогов и воспитанников в процессе их общения наиболее полно отражает термин «педагогическое взаимодействие».

Между субъектами и объектами педагогического процесса устанавливаются разнообразные связи: информационные (обмен информацией), организационно-деятельностные (совместная деятельность), коммуникативные (общение), а также связи управления (самоуправления), от соотношения которых зависит его успех.

Такой процесс реально существует как научно обоснованная система, которая развивается и совершенствуется, опираясь на законы воспитания, творчество педагогов и динамику возрастных изменений воспитанников.

Педагогический процесс постоянно движется к определенной цели. Его внутренней движущей силой и главным противоречием является противоречие между требованиями к воспитанникам и реальными возможностями по их реализации. Это противоречие является источником развития процесса, если требования соразмерные возможностям воспитания, и, наоборот, не способствует позитивному развитию педагогического процесса, если требования оказываются слишком сложными или легкими, то есть несоответствующими «зоне ближнего развития» (Л. Выготский). Поэтому педагог должен постоянно изучать своих воспитанников, чтобы правильно определять близкие, средние и далекие перспективы развития личности и коллектива.

Главное противоречие педагогического процесса конкретизируется противоречиями между сложностью явлений общественной жизни и недостатком жизненного опыта молодого человека для их понимания; между большим потоком информации и возможностями учебно-воспитательного процесса ее представить между коллективом и личностью и др.

Существуют также субъективные противоречия педагогического процесса, в частности, между:

1) целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического процесса;

2) отставанием процесса генерализации знаний и умений и необходимостью преимущественного применения обобщений;

3) индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса;

4) ведущим значением деятельности в развитии личности и установками преимущественно на словесное воспитание и др.

Основным элементом педагогического процесса является педагогическая задача. Педагогическую деятельность можно рассматривать как процесс выполнения последовательных заданий разных уровней сложности. Поскольку одним из компонентов педагогического процесса являются воспитанники, их привлекают к выполнению этих задач.

В реальной учебно-воспитательной обстановке в результате взаимодействия педагогов и воспитанников могут складываться различные проблемные ситуации. Поскольку они требуют определенного решения в соответствии с целью педагогического процесса, их также можно считать педагогическими задачами.

Специально созданная педагогическая ситуация всегда приводит к предполагаемым изменениям в личности ребенка: формирование у него мировоззрения, ценностных ориентаций, потребностей, мотивов, черт характера, навыков поведения.

Выполнение педагогических задач, решение проблем происходит в несколько этапов:

1) анализ педагогической ситуации, формирование педагогической проблемы;

2) проектирование нескольких вариантов решения проблемы и выбор оптимального для конкретного случая;

3) выполнение плана решения проблемы, который включает взаимодействие, регулирование и корректировка хода педагогического процесса на практике;

4) анализ результатов.

Каждый из этапов предполагает определенное взаимодействие компонентов педагогического процесса. Основные компоненты педагогического процесса.

Основными компонентами педагогического процесса являются педагог, воспитанник, содержание педагогического процесса, формы и методы обучения и воспитания, педагогическая диагностика, критерии эффективности педагогического процесса, организация взаимодействия с общественной и природной средой.

Ведущая роль в педагогическом процессе принадлежит педагогу. Это возлагает на него ответственность за создание условий для формирования всесторонне развитой личности. Как центральная фигура педагогического процесса, он должен быть носителем цели и идеалов, владеть научными знаниями и мастерством воспитателя.

В педагогическом процессе педагог является одновременно его субъектом и объектом. Как субъект педагогического процесса, он выполняет ответственную задачу - воспитание подрастающего поколения, как объект - испытывает воспитательных воздействий и самосовершенствуется.

Воспитанник также является объектом и субъектом педагогического процесса. Вместе с педагогом он образует динамическую систему «педагог - воспитанник». Как объект педагогического процесса, он предстает индивидуальностью, развивается в соответствии с педагогических целей. Как субъект педагогического процесса, он является личностью, имеет определенные природные задатки, стремится к творческому самовыражению, удовлетворению своих потребностей, интересов, способная активно воспринимать педагогические воздействия или противостоять им.

Содержание педагогического процесса формируют согласно цели образования и воспитания, учитывая при этом возрастные возможности воспитанников. Его закладывают в учебные планы, программы и учебники, а также в планы воспитательной работы учреждений образования.

С помощью форм и методов обучения и воспитания реализуют содержание учебно-воспитательной работы. К ним относятся уроки, факультативы, семинары, практикумы, кружки, домашняя самостоятельная учебная работа. Эти и другие организационные формы реализуют с помощью различных методов: объяснения, рассказа, беседы, лекции, работы с книгой, самостоятельного наблюдения, лабораторной, практической и исследовательской работ.

Педагогическая диагностика заключается в выявлении с помощью специальных методик состояния учебно-воспитательной работы, отдельных ее направлений для того, чтобы соответственно скорректировать содержание, формы и методы его реализации в педагогическом процессе. Для диагностики педагогического процесса используют методы научно педагогического исследования (педагогическое наблюдение, беседу, анкетирование, интервью, педагогический эксперимент, соціометрію и др.).

Критерии эффективности педагогического процесса выражаются показателями воспитанности учащихся, студентов. К ним относятся:

1) внешний вид, культура поведения в учреждении образования и за его пределами;

2) общественная активность;

3) самостоятельность во всех видах деятельности;

4) сформированность научного мировоззрения, национального самосознания;

5) позитивное отношение к учебе, интерес к знаниям и осознание их роли в своем развитии;

6) интерес к национальной и мировой культур;

7) физическое здоровье, стремление к занятиям физической культурой и спортом;

8) трудолюбие, ориентированность на будущую профессию.

Организация взаимодействия с общественной и природной средой основывается на том, что педагогический процесс не может ограничиваться учебно-воспитательным заведением. Поскольку учреждение образования готовит молодого человека к самостоятельной жизни, она уже во время обучения должна жить по критериям жизни, к которому готовится, принимать в нем непосредственное участие. Педагогический коллектив должен наладить контакты с родителями, трудовыми коллективами, где они работают, общественными организациями, детскими и молодежными объединениями, церковью. Взаимодействие педагогического процесса с природной средой выстраивают на основе экологического воспитания подрастающего поколения.

Эффективность педагогического процесса зависит от уровня соответствия его содержания, форм и методов основным закономерностям воспитания и потребностям общественной жизни; степени проявления школьниками активности в учебно-познавательной и общественной деятельности; уровня педагогического мастерства учительского коллектива; эффективности влияния общественности и церкви в воспитании подрастающего поколения; уровня использования воспитательных возможностей внешкольных образовательно-воспитательных учреждений, детских и молодежных организаций; координации воспитательных воздействий всех причастных к воспитанию подрастающего поколения учреждений; пропаганды психолого-педагогических знаний среди родителей и населения вообще.