Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 4 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 76

Тема. Местоимение как часть речи, его основные признаки. Личные местоимения

 

Цель: расширять представление детей о части речи, познакомить с местоимением, с его особенностями, учить распознавать личные местоимения, познакомить с грамматической категорией лица; развивать аналитические умения, умения наблюдать и делать выводы из наблюдений; воспитывать интерес к устному народному творчеству, изучению языка.

Оборудование: таблица «Лица местоимений».

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

 

II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

- Прочитайте стихотворение с доски.

Мы посеяли горох

С матусенькою вдвоем.

Мы посеяли горох.

А прошло несколько дней -

Он сошел, зазеленел.

Буду есть с удовольствием

Я с горохом пирожки.

- Сколько предложений в стихотворении?

- Найдите грамматическую основу каждого предложения.

- Что заметили интересного? (Подлежащие - слова мы, он, я.)

- К какой части речи можно отнести эти слова?

- Все думают, что это - существительные?

- А у кого другое мнение? Поделится ею.

 

III. Объявление темы и цели урока

- Спрогнозируйте тему нашего урока.

- Правильно, мы познакомимся с новой частью речи - местоимением.

- Кто может объяснить, как образовалось слово местоимение?

 

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Самостоятельная работа с правилом на с. 19.

- Прочитайте правило.

- Что вы узнали о местоимение?

- Если местоимение заменяет существительное, прилагательное и числительное, то какими грамматическими категориями он может характеризоваться? (Ответы детей учитель фиксирует на доске.)

- Каждая группа проведет исследовательскую работу с местоимениями и даст ответ на поставленный вопрос. (Учитель выдает группам задания на карточках.)

1 группа. Кого в диалоге могут обозначать слова?

Я -

Ты -

Он, она, оно -

 

2 группа. Или местоимения имеют категорию числа? Распределите слова в две группы: я, мы, ты, вы, он, она, они, оно.

Единственное Число Множественное Число

 

3 группа. Можно ли определить род местоимения?

Я, мы, он, она, ты, он, вы, они.

 

4 группа. Изменяются ли существительные по падежам? Провідміняйте местоимения.

Н. в. Я Они

Г. в.

Д. в.

С. в.

О. в.

М. в.

 

5 группа. Какова роль местоимений в предложении? Найдите местоимения, определите их роль в предложении.

У него были большие синие глаза.

Я попросил товарища принести мою книгу.

 

3. Обсуждение результатов исследований (с использованием таблицы «Личные местоимения»). Результаты оформить в виде опорной таблицы-памятки.

 

Местоимение

Кто? какой? сколько?

Указывает на предмет, признак, количество, но не называет.

Имеет лица:

1 лицо - кто говорит - я, мы;

2 лицо - с кем говорят - ты, вы;

3 лицо - не участвует в разговоре - он, она, оно, они.

Изменяется по числам и падежам.

Имеет род (в единственном числе 3-го лица):

он - мужской род;

она - женский род;

оно - средний род.

В предложении - подлежащее или второстепенный член

 

V. Закрепление и систематизация знаний

1. Выборочная работа по вариантам (упражнение 30)

I вариант - выписать местоимения из первого предложения.

II вариант - выписать местоимение с 2, 3, 4 предложения.

III вариант - выписать местоимение с 5, 6, 7 предложения.

2. Работа в парах (за упражнением 38)

Проверка - фронтально.

3. Развитие связной речи. Самостоятельная устная работа с упражнением 31

- Выберите и прочитайте только те предложения, в которых исправлены недостатки. Объясните.

 

VI. Итог урока

1. Беседа

- Расскажите, с чем сегодня познакомились.

- А что научились делать?

- В упражнении 39 прочитайте ту строку, где есть только личные местоимения.

2. Инструктаж по выполнению домашнего задания

 

VII. Домашнее задание

Правило на с. 19; упражнение 29 (устно); упражнение 40 (письменно).