Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 4 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 77

Тема. Наблюдение за употреблением личных местоимений в текстах

 

Цель: закреплять знания о местоимение, учить распознавать личные местоимения в разных формах и использовать их в речи; развивать речевые умения, умения высказывать собственные суждения; воспитывать интерес к изучению языка.

Оборудование: карточки индивидуального опроса, карточки с кроссвордом из упражнения 43.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

1. Работа с упражнением 40

2. Карточки индивидуального опроса

Карточка 1

Спиши текст. Подчеркни местоимения. Определи их лицо.

ДЕДУШКИНА ЯБЛОНЯ

Дедушка сажал яблони. Ему сказали: «Зачем вам эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и вы не отведаете из них яблочки». Дедушка ответил: «Я не съем - другие съедят, мне спасибо скажут».

 

Карточка 2

Прочитай текст. Выпиши местоимения с предлогами. Поставь к ним вопросы. Определи лицо, число.

Иду я лесом, срываю голубые колокольчики и смотрю, не созрели на ліщинах орешки. Глянул на тропу, а там... Ну шагов за десять от меня стоит лисичка. Мордочка у нее острая, хвост длинный, пушистый. Так, как видел нарисованную в книжке. Я не испугался. Смотрю на нее, а она - на меня, еще и носиком нюхает. Я ей говорю:

- Может, ты кушать хочешь, лисичко? На тебе пирожок.

Стоит, смотрит.

А только я шагнул к ней - она прыг в кусты.

Вот только и видел.

 

Карточка 3

Прочитай местоимения. Определи число, лицо. Поставь вопрос. Запиши по образцу.

Образец. Я (кто?) - 1 чел., одн.

Он, ты, меня, нас, к нему, с ней, мы, они, он.

 

II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

- Восстановите опорную таблицу, составленную на предыдущем уроке.

 

Местоимение

_________? _________? _________?

Указывает_________, _________, _________, но не_________.

Имеет лица: ______________________________________________________________________

Меняется за____________________________________________________________________

Имеет род: _________________________________________________________________________

В предложении________________________________________________________________________

 

 

III. Объявление темы и цели урока

- Сегодня будем наблюдать за употреблением местоимений в текстах, совершенствовать свои умения определять число и лицо местоимений.

 

IV. Закрепление и систематизация знаний

1. Коллективная работа с упражнением 42 (устно)

2. Минутка каллиграфии

Работа по вариантам (по материалам упражнения 42).

I вариант - записать строку местоимений второго лица (ты, вы);

II вариант - прописать местоимения первого лица, добавив отсутствует (я, мы).

- Какое местоимение первого лица нужно было добавить II варианта?

- Пропишите каллиграфически строка местоимений третьего лица единственного и множественного числа.

3. Работа в парах (за упражнением 43)

4. Самостоятельная работа с упражнением 41

 

V. Итог урока

1. Беседа

- Назовите личные местоимения, состоящие из одной буквы.

- Назовите местоимения, которые начинаются с одинаковой буквы.

- Чем особые местоимения третьего лица единственного числа?

- Провідміняйте устно местоимение ты.

2. Инструктаж по выполнению домашнего задания

 

VI. Домашнее задание

Упражнение 44.