Урок 77
Тема. Наблюдение за употреблением личных местоимений в текстах
Цель: закреплять знания о местоимение, учить распознавать личные местоимения в разных формах и использовать их в речи; развивать речевые умения, умения высказывать собственные суждения; воспитывать интерес к изучению языка.
Оборудование: карточки индивидуального опроса, карточки с кроссвордом из упражнения 43.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
1. Работа с упражнением 40
2. Карточки индивидуального опроса
Карточка 1
Спиши текст. Подчеркни местоимения. Определи их лицо.
ДЕДУШКИНА ЯБЛОНЯ
Дедушка сажал яблони. Ему сказали: «Зачем вам эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и вы не отведаете из них яблочки». Дедушка ответил: «Я не съем - другие съедят, мне спасибо скажут».
Карточка 2
Прочитай текст. Выпиши местоимения с предлогами. Поставь к ним вопросы. Определи лицо, число.
Иду я лесом, срываю голубые колокольчики и смотрю, не созрели на ліщинах орешки. Глянул на тропу, а там... Ну шагов за десять от меня стоит лисичка. Мордочка у нее острая, хвост длинный, пушистый. Так, как видел нарисованную в книжке. Я не испугался. Смотрю на нее, а она - на меня, еще и носиком нюхает. Я ей говорю:
- Может, ты кушать хочешь, лисичко? На тебе пирожок.
Стоит, смотрит.
А только я шагнул к ней - она прыг в кусты.
Вот только и видел.
Карточка 3
Прочитай местоимения. Определи число, лицо. Поставь вопрос. Запиши по образцу.
Образец. Я (кто?) - 1 чел., одн.
Он, ты, меня, нас, к нему, с ней, мы, они, он.
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
- Восстановите опорную таблицу, составленную на предыдущем уроке.
Местоимение
_________? _________? _________?
Указывает_________, _________, _________, но не_________.
Имеет лица: ______________________________________________________________________
Меняется за____________________________________________________________________
Имеет род: _________________________________________________________________________
В предложении________________________________________________________________________
|
III. Объявление темы и цели урока
- Сегодня будем наблюдать за употреблением местоимений в текстах, совершенствовать свои умения определять число и лицо местоимений.
IV. Закрепление и систематизация знаний
1. Коллективная работа с упражнением 42 (устно)
2. Минутка каллиграфии
Работа по вариантам (по материалам упражнения 42).
I вариант - записать строку местоимений второго лица (ты, вы);
II вариант - прописать местоимения первого лица, добавив отсутствует (я, мы).
- Какое местоимение первого лица нужно было добавить II варианта?
- Пропишите каллиграфически строка местоимений третьего лица единственного и множественного числа.
3. Работа в парах (за упражнением 43)
4. Самостоятельная работа с упражнением 41
V. Итог урока
1. Беседа
- Назовите личные местоимения, состоящие из одной буквы.
- Назовите местоимения, которые начинаются с одинаковой буквы.
- Чем особые местоимения третьего лица единственного числа?
- Провідміняйте устно местоимение ты.
2. Инструктаж по выполнению домашнего задания
VI. Домашнее задание
Упражнение 44.