Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Лекция 12 ЭТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ В АУДИТОРИИ

 

Аудитория как субъект общения

 

Несколько в стороне стоит общение одного человека с группой, цель которого - передать информацию, знания, оценки и впечатление. Например, общаются преподаватель и студенты или выступает перед заинтересованными людьми специалист или ученый. Такая форма общения требует знаний по этике и психологии, определенных умений и навыков.

Слово “аудитория” имеет двойное смысловое значение: во-первых, это помещение, где читаются лекции; во-вторых - люди, которые слушают лекцию. Человек, который находится в аудитории, является одновременно и объектом, и субъектом информационно-коммуникативного воздействия. С одной стороны, она воспринимает информацию, которую до нее посылает отправитель, а с другой - влияет на отправителя, удовлетворяя свой спрос и используя метод обратного связи. Еще в древние времена говорили: “Слово наполовину принадлежит тому, кто говорит, а наполовину тому, кто слушает”. Для человека, который выступает в аудитории (оратора, оратора, лектора), характерно публичное мышление и искусство говорение, а для тех, кому они адресованы, характерной является деятельность, связанная с восприятием и пониманием того, что они слышат и видят, то есть искусство слушания.

Количество людей в аудитории может быть разной - от нескольких человек до большой группы людей. Это зависит от целей тех, кто организует лекцию, и возможностей помещения, где она происходит. Но во всех случаях людей, сколько бы их там ни было, объединяет общая деятельность по поводу того, для чего они собрались.

В рамках этой деятельности люди, которые слушают лекцию, становятся совокупным субъектом общения, потому что их объединяют цель, мотивы, интересы. Однако каждый остается личностью со специфически выраженными своими целями, мотивами, интересами, которые могут не совпадать в полной мере с групповыми. В процессе совместной деятельности нередко создаются условия для решение таких проблем, которые не под силу отдельной личности. К тому же, как отмечалось, групповое решение, в принятии которого участвовала личность, для нее становится более значимым, чем собственное.

Следовательно, аудитория - это кратковременная, относительно устойчивая общность людей, деятельность которых направляется лектором (преподавателем, ученым, оратором и др.) и которая предстает как единый совокупный субъект общения [3, с. 104-114].

Чувство общности, которое возникает в аудитории, более полное, если люди, приглашенные для того, чтобы послушать оратора, специально підготовувалися до этого. Это, в свою очередь, вызывает соответствующую настроенность. А наличие первой и второй характеристик обусловливает появление третьей - общую активность аудитории. Следовательно, аудитория - это особый психологический феномен, своеобразное рассыпчатое “мы”. Главной задачей лектора, оратора является консолидация этого “мы” на основе общего интереса присутствующих в аудитории личностей.