Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС
Планы-конспекты Для школ с русским языком обучения

ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ

 

УРОК № 74

Тема. Фразеологизмы, их лексическое значение. Употребление фразеологизмов в речи

 

Цель: углубить знания учащихся о фразеологические обороты; совершенствовать умение учащихся находить фразеологизмы в текстах, раскрывать их значение; обогащать словарный запас школьников; воспитывать уважение к родному слову.

Оборудование: учебник, текст диктанта.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего упражнения.

2. Работа по учебнику.

1) Проработка теоретического материала, с. 204.

2) Упражнение 482.

3. Творческая работа.

Задание: к словам, представленных ниже, подобрать синонимичные фразеологизмы.

Лениться, бежать, молчать.

Справка: Бить баклуши; ни за холодную воду не браться; собак гонять; лежни править.

Скрыться; дать деру; дать хода; ноги в руки; ноги на плечи.

Держать язык за зубами; ни пары с уст не пустить; молчать, как рыба под льдиной; будто в рот воды набрать.

4. Работа по учебнику.

1) Проработка теоретического материала, с. 206.

2) Упражнение 486.

5. Самостоятельная работа.

Задача: дополнить фразеологические обороты, объяснить их значение. С двумя из них составить предложение.

Вставлять палки в ...-

биться как рыба об ...-

словно воды в рот ...-

выйти ... из воды -

толочь воду в ...-

взять себя в ...-

камня на камне ...-

нигде игле ...-

6. Диктант-перевод.

Задача: перевести фразеологизмы на украинском языке. Прошел огонь и воду; делать из мухи слона; не покладая рук; ловит мух весь день напролет; делать глазки; бить баклуши; палец в рот не клади; хоть иголки собирай; мастер на все руки.

Справка: прошел Крым и Рим; делать из мухи слона; не покладая рук; зевать с утра до вечера; чертики пускать; бить баклуши; пальца в рот не клади; хоть иголки собирай; и швец, и жнец, и на дуде игрец.

В последних четырех фразеологизмов подобрать антономічні.

Справка: не покладая рук; мухи не обидит; хоть глаз выколи; ни в дудочку, ни в дудочку.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа по учебнику.

Упражнение 487.

2. Творческая работа.

Задание: составить и записать предложения с фразеологизмами: как муха в кипятке; становиться на ноги; найти общий язык.

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник, § 57, упражнение 489.