Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС
Планы-конспекты Для школ с русским языком обучения

ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ

 

УРОК № 73

Тема. Фразеологизмы, их лексическое значение. Употребление фразеологизмов в речи

 

Цель: дать учащимся понятие об фразеологические обороты; учить уместно употреблять фразеологизмы в речи; ознакомить учеников со структурой фразеологічного словарь; развивать устная и письменная речь; воспитывать уважение к родному слову.

Оборудование: учебник, фразеологические словари.

ХОД УРОКА

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего упражнения.

2. Творческая работа (на выбор учащихся).

1) Задание: вспомнить пословицы с представленными антонимами.

посеешь - пожнешь

свет - тьма

труд - лень

ранняя - поздняя

меньше - больше

утром - вечером

Справка: Что посеешь, то и пожнешь. Учение - свет, а неученье - тьма. Труд человека кормит, а лень портит. Ранняя пташка росу пьет, а поздняя - слезы льет. Меньше говори - больше дело делай. Что не сделаешь утром, вечером не нагониш.

2) Задание: составить предложения со словами-антонимами.

Лето - зима, добро - беда, радостно - грустно, война - мир, поражение - победа, сильный - слабый.

 

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

III. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа по учебнику.

1) Упражнения 471, 472, 473.

2) Проработка теоретического материала, с. 202.

2. Выборочный диктант.

Задание: выписать фразеологические обороты, устно объяснить их значение.

Мы с Романом Васильевичем друзья юности. Одним словом, съели в свое время пуд соли. (Ю. Збанацкий.) Меня с печи как ветром сдуло. (М. Стельмах.) Шел из сеней холод: в доме хоть волков гон. (П. Мирный.) Кирилко еще выше кирпу гнул. (П. Мирный.) Ивану от этого ни холодно ни жарко. (И. Микитенко.) Поникла веселая голова моя, обнял душу печаль, на сердце как каменная гора навалилась. (П. Мирный.)

Справка:

съесть пуд соли - много пережить вместе;

как ветром сдуло - внезапно или бесследно исчез;

хоть волков гон - очень холодно;

гнуть кирпу - высокомерно держаться, важничать;

ни холодно ни жарко - не действует на кого-нибудь;

поникнут головой - загрустить;

обнял душу сумм - стало грустно.

3. Работа по учебнику.

Упражнения 475, 477 (устно), 479.

4. Выборочно-распределительный диктант.

Задание: выписать в первую колонку фразеологические обороты, во вторую - сочетание слов.

Печь раков, ловить раков; задних пасет, пасет коров; дуть губы, красные губы; они разбили кувшин, разбить вазу; надулся, как сыч, индюк надулся; как один палец, порезать палец; вытирать нос, вешать нос.

5. Самостоятельная работа.

Задание: пользуясь словарем, объяснить значение фразеологизмов. С тремя из них составить предложение.

Надуть губы, печь раков, бросить взгляд, держать язык за зубами, бить баклуши, сидеть на шее, скрыться, вылетело из головы, зарубить на носу.

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Работа по учебнику.

Упражнение 480.

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник, § 57, упражнение 481.