Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Лекция 11 КОЛЛЕКТИВНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ДЕЛОВЫХ ПРОБЛЕМ

 

"Мозговой штурм"

 

“Мозговой штурм” - это совместное решение творческой проблемы, которое обеспечивается особыми приемами. Эта форма обсуждения возникла еще в конце 30-х годов и направлена на активизацию творческой мысли с использованием средств, которые снижают критичность и самокритичность человека, а следовательно, повышают его уверенность в себе и готовность к творческому поиску. Во время “мозгового штурма” на первом его этапе генерации идей - каждый участник свободно выдвигает свои предложения по решению поставленной задачи. Эта форма обсуждение базируется полностью на соблюдении участниками общепринятых этических норм. На первом этапе обсуждения критика полностью запрещается. А поэтому все участники могут спокойно выражать свои мысли, зная, что их не назовут смешными или неуместными.

После генерации идей желательно выбрать среди них лучшие, а не отбросить худшие. На авторстве идей не следует подчеркивать, потому что зачастую лучшие идеи являются результатом коллективного творчества. После отбора лучшей идеи надо разделиться на две группы - сторонников и противников. Они попытаются еще раз проанализировать все аргументы “за” и “против” высказанной идеи.

Во время “мозгового штурма” важно выполнять и другие правила, способствующие повышению эффективности работы. Во-первых, желательно, чтобы на рассмотрение выносилось только одна проблема. Во-вторых, в процессе обсуждения должны принимать участие не более 12 человек. В-третьих, стоит разместить участников по кругу, чтобы они видели друг друга и были равноправными. Необходимо также ограничить время обсуждения до 30 минут. Дефицит времени порождает стресс и стимулирует деятельность мозга.

Конечно, большую роль в достижении результатов во время “мозгового штурма” играет ее руководитель. Именно он имеет сделать все для того, чтобы создать соответствующую моральную и психологическую атмосферу в группе. От него зависит, чтобы не было потеряно ни одного предложения, чтобы даже “дикая” идея была обсуждена, чтобы все высказывания превратились из оценочных на содержательные. Психологический барьер в такой группе людей исчезает быстрее, если состав участников более-менее однородный [2].

Итак, коллективные формы обсуждения, при которых развивается заинтересованность его участников процессом познания, способствуют повышению активности человека, развития ее творческого потенциала.

 

Висновки

 

• Коллективное обсуждение реализуется через различные формы - совещания, собрания, дискуссии, диспуты, “мозговой штурм”, переговоры и др.

• В отличие от позиционного торга принципиальные переговоры являются более эффективной формой коллективного обсуждения. Лучший результат переговоров: победа - победа.

• Совещание как форма коллективного обсуждения чаще всего используют тогда, когда есть потребность в совместном решении сложных деловых вопросов и участники готовы к этому мотивационно, содержательно и операционно.

• Залогом успешного выступления есть способность постоянно заботиться о слушателях и умение поставить себя на их место, помня об этических нормах поведения и общения.

• Для достижения эффективности во время коллективного обсуждения нужно придерживаться таких условий: единства информации участников о предмете обсуждения, общего интереса к определенной теме, высокой моральной и психологической культуры общения присутствующих.

 

Список использованной и рекомендуемой литературы

 

1. Годфруа Ж. Что такое психология: Пер. с фр. - М., 1992.- Т. 2.

2. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. - Л., 1968.

3. Дзюбенко А. Г., Присяжный Т. В. Культура дискуссии. - К., 1990.

4. Зайверт Л. Ваше время - в ваших руках. Советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время. - М., 1990.

5. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов: Пер. с нем. - М., 1990.

6. Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: Пер. с англ. - М., 1992.

7. Макаров С. Ф. Менеджер по работой. - М., 1989.

8. Поустою Е. Американский этикет. - К.; Тернополь, 1991.

9. Секреты1 умелого руководителя / Сост. Ы. В. Липсиц.- М., 1991.

10. Томан И. Искусство говорить: Пер. с чэс. - К., 1986.

11. Фишер Г., Юры У. Путь к согласию, или переговоры без поражения: Пер. с англ. - М., 1992.