Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 2 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 73

Тема. Понятие о служебные слова, их роль в предложении. Употребление служебных слов для связи слов в предложении. Учебный диалог

 

Цель: дать учащимся представление о служебные слова и их роль в предложении; формировать навыки правильно произносить и писать отдельно от других слов; учить составлять текст из деформированных предложений, вести диалог; воспитывать любовь к природе и осторожность в поведении на дорогах.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

- Прочитайте стихотворение, записанное на доске:

Жил на свете дед Василий.

(В) кисель он сыпал соль.

Сахар клал (в) студень,

(а) (в) чай - желтки (с) яиц.

Был дедушка наш (не) чудак,

(а) делал это просто так,

(а) делал это все (для) штуки,

(чтобы) смеялись внуки.

(В. Бычко)

- Что вы заметили? (В стихотворении пропущены слова.)

- Вставьте их и прочитайте, что получилось.

- Кто знает, как называются такие слова? (Служебные)

- Сегодня мы и поговорим об служебные слова: почему они так называются, какова их роль в предложении. Также сегодня мы будем учиться составлять текст из деформированных предложений и вести диалог.

 

III. Работа над изучением нового материала

1. Коллективная работа с учебником (упражнение 37)

- Прочитайте предложение.

- Какое предложение соответствует данной схеме?

(Маленький зайчик выскочил на опушку.)

- Запишите его.

- Сколько слов в записанном предложении? (Пять)

- Назовите каждое слово отдельно и поставьте к ним вопросы. (Маленький - какой?, зайчик - кто?, выскочил - что сделал?, на опушку леса - на что?)

- К какому слову в предложении нельзя отдельно поставить вопрос? (На) Подчеркните его.

- Найдите во втором предложении слово, к которому нельзя отдельно поставить вопрос. (В)

- Так до всех слов в нашем языке можно задавать вопросы? (Есть слова, в которых вопрос поставить нельзя.)

- А можно ли обойтись без этих слов в предложении? (Конечно, нет!)

2. Минутка чистопису

За К Без

- Запишите слова и с одним из них составьте предложение. (По нашей школой большой стадион.)

- Попробуйте к нему задать вопрос.

- Действительно, это сделать нельзя, ибо это слово. (Служебное. И за, без, под - тоже служебные слова.)

3. Комментируемое письмо (упражнение 38)

- Прочитайте предложение. Найдите слова, к которым нельзя поставить вопрос.

- Слова, к которым нельзя поставить вопрос, называют служебными. Как вы думаете почему? (Потому что они служат для связи других слов в предложении.)

4. Физкультминутка

 

IV. Закрепление изученного материала

1. Самостоятельная работа (упражнение 42)

- Прочитайте и спишите словосочетания.

- С помощью каких слов связаны между собой выделенные слова?

- Подчеркните служебные слова. (На, в, из, от, до, и, но)

2. Учебный диалог (упражнение 39)

- Прочитайте диалог.

- Прочитайте диалог по лицами.

- Попробуйте в парах передать разговор, не пользуясь текстом.

- Выпишите из текста служебные слова.

- Почему родители не пускают Андрюшу на каток? (Потому что это через дорогу, по которой целый день снуют машины.)

- Как надо переходить дорогу? (Очень внимательно следить, чтобы не попасть под колеса. А лучше - со взрослыми.)

 

V. Итог урока

- Как называют слова, к которым нельзя поставить вопрос? (Служебные слова) Почему? Приведите примеры. (Часто без них нельзя составить предложение. Потому что служебные слова служат для связи слов.)

(Перелетные птицы вернулись из теплых краев. Я отвел младшую сестренку к бабушке. Карандаш закатился под стол.)

 

VI. Домашнее задание с инструктажем

Упражнение 45.