Урок 73
Тема. Понятие о служебные слова, их роль в предложении. Употребление служебных слов для связи слов в предложении. Учебный диалог
Цель: дать учащимся представление о служебные слова и их роль в предложении; формировать навыки правильно произносить и писать отдельно от других слов; учить составлять текст из деформированных предложений, вести диалог; воспитывать любовь к природе и осторожность в поведении на дорогах.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
- Прочитайте стихотворение, записанное на доске:
Жил на свете дед Василий.
(В) кисель он сыпал соль.
Сахар клал (в) студень,
(а) (в) чай - желтки (с) яиц.
Был дедушка наш (не) чудак,
(а) делал это просто так,
(а) делал это все (для) штуки,
(чтобы) смеялись внуки.
(В. Бычко)
- Что вы заметили? (В стихотворении пропущены слова.)
- Вставьте их и прочитайте, что получилось.
- Кто знает, как называются такие слова? (Служебные)
- Сегодня мы и поговорим об служебные слова: почему они так называются, какова их роль в предложении. Также сегодня мы будем учиться составлять текст из деформированных предложений и вести диалог.
III. Работа над изучением нового материала
1. Коллективная работа с учебником (упражнение 37)
- Прочитайте предложение.
- Какое предложение соответствует данной схеме?
(Маленький зайчик выскочил на опушку.)
- Запишите его.
- Сколько слов в записанном предложении? (Пять)
- Назовите каждое слово отдельно и поставьте к ним вопросы. (Маленький - какой?, зайчик - кто?, выскочил - что сделал?, на опушку леса - на что?)
- К какому слову в предложении нельзя отдельно поставить вопрос? (На) Подчеркните его.
- Найдите во втором предложении слово, к которому нельзя отдельно поставить вопрос. (В)
- Так до всех слов в нашем языке можно задавать вопросы? (Есть слова, в которых вопрос поставить нельзя.)
- А можно ли обойтись без этих слов в предложении? (Конечно, нет!)
2. Минутка чистопису
За К Без
- Запишите слова и с одним из них составьте предложение. (По нашей школой большой стадион.)
- Попробуйте к нему задать вопрос.
- Действительно, это сделать нельзя, ибо это слово. (Служебное. И за, без, под - тоже служебные слова.)
3. Комментируемое письмо (упражнение 38)
- Прочитайте предложение. Найдите слова, к которым нельзя поставить вопрос.
- Слова, к которым нельзя поставить вопрос, называют служебными. Как вы думаете почему? (Потому что они служат для связи других слов в предложении.)
4. Физкультминутка
IV. Закрепление изученного материала
1. Самостоятельная работа (упражнение 42)
- Прочитайте и спишите словосочетания.
- С помощью каких слов связаны между собой выделенные слова?
- Подчеркните служебные слова. (На, в, из, от, до, и, но)
2. Учебный диалог (упражнение 39)
- Прочитайте диалог.
- Прочитайте диалог по лицами.
- Попробуйте в парах передать разговор, не пользуясь текстом.
- Выпишите из текста служебные слова.
- Почему родители не пускают Андрюшу на каток? (Потому что это через дорогу, по которой целый день снуют машины.)
- Как надо переходить дорогу? (Очень внимательно следить, чтобы не попасть под колеса. А лучше - со взрослыми.)
V. Итог урока
- Как называют слова, к которым нельзя поставить вопрос? (Служебные слова) Почему? Приведите примеры. (Часто без них нельзя составить предложение. Потому что служебные слова служат для связи слов.)
(Перелетные птицы вернулись из теплых краев. Я отвел младшую сестренку к бабушке. Карандаш закатился под стол.)
VI. Домашнее задание с инструктажем
Упражнение 45.