Урок 74
Тема. Написание служебных слов отдельно от других. Употребление служебных слов по смыслу предложения. Учебное аудирование по тексту «Лепесток и цветок»
Цель: учить учеников уместно употреблять служебные слова в предложениях; формировать навыки правильного произношения служебных слов и их написание с другими словами; совершенствовать навыки работы над предложением; воспитывать доброту, отзывчивость, сочувствие; формировать умение слушать и воспринимать тексты с первого прочтения.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания (упражнение 45)
- Зачитайте, как вы связали каждую пару слов с помощью служебного слова.
- Какие предложения с образованными словосочетаниями вы составили?
- Все служебные слова вы писали отдельно от других слов?
2. Минутка чистопису
Под по от перед к
- Запишите эти слова. Подберите к ним такие слова, чтобы получились пары с противоположным значением. Например, с портфелем - без портфеля. (Под кустом - над кустом; за школой, перед школой, от бабушки к бабушке)
- Как вы писали служебные слова? (Отдельно от других слов)
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
1. Игра «Поймай служебное слово»
- Я буду произносить предложения, а вы аплодисментами в ладони ловить служебные слова.
- Итак, сегодня мы будем находить в предложениях служебные слова и правильно их писать вместе с другими. Выясним, действительно ли служебные слова необходимы в нашей речи. Также будем учиться аудировать тексты.
IV. Работа над изучением нового материала
1. Коллективная работа с учебником (упражнение 46, 47)
- Прочитайте сказку «Зайка и Луна».
- Подумайте, от чего стало Зайчику тепло. Действительно лучи Месяца были теплыми? (Зайчику стало тепло от сочувствия Месяца, от того, что в стогу соломы Зайчик согрелся. А лучи Месяца не дают тепла.)
- Чем Месяц помог Зайчику? (Своей чуткостью он, подсказал Зайчику, что можно спрятаться и согреться в стогу соломы.)
- Определите в тексте зачин и концовку.
- Выпишите побудительные предложения.
- Прочитайте вслух предложения, в которых есть слова вежливости, обращения.
- Вставьте в упражнении 47 вместо точек служебные слова и все запишите.
- Сверьте свою работу с выполненным заданием на доске и исправьте ошибки.
V. Закрепление изученного материала
1. Самостоятельная работа (упражнение 48)
2. Работа с карточками
- Сейчас вы получите карточки, на которых написаны самостоятельные слова, а также набор служебных. К каждому самостоятельному надо подобрать служебное. Карты - двумя вариантами.
I вариант: (на) поле, (на) дереве, (в) лесу, (под) дубом, (за) селом, (до) города, (через) реку, (без) забот, (у) озера.
II вариант: (по) горизонтом, (от) бабушки, (над) прудом, (с) каши, (под) стулом, (у) печи, (на) столе, (в) ведре.
Выполните работу и обменяйтесь тетрадями с соседом по парте для проверки. Если есть недоразумения, спрашивайте у всего класса.
VI. Учебное аудирование. Проверка умений аудіативних
«Лепесток и цветок» (Иванка Дівакова. Аудирование на уроках чтения во 2-4 классах. - 2-е изд., перераб. - Тернополь: Учебники и пособия, 2003. - 48 с. - С. 7-8).
VII. Итог урока
- Зачем мы используем служебные слова?
- Приведите примеры. (Дети игрались на площадке. - Дети играли на площадке.)
- Как пишутся служебные слова?
VIII. Домашнее задание с инструктажем
Упражнение 49.