Урок 72
Тема. Обобщение знаний и умений учащихся по теме «Слова, обозначающие действие предметов». Составление рассказа по серии рисунков и вопросами
Цель: учить употреблять глаголы с учетом речевой ситуации; углублять знания о текст-описание и его части; учить составлять связные рассказы по серии рисунков и вопросами; воспитывать сострадание и доброжелательность.
ХОД УРОКА
I. Врганізаційний момент
II. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы вспомним и повторим все, что знаем о слова - названия действия предмета. Также составим рассказ по серии рисунков и вопросами, выражая свое отношение. Будем учиться уместно и точно пользоваться богатством родного языка.
III. Систематизация и обобщение изученного
1. Проверка домашнего задания
- Прочитайте пары слов, противоположных по значению. (Покупать - продавать, разрушать - строить, говорить - молчать, поднимать - опускать, охлаждать - подогревать, шептать - кричать)
- Какие предложения вы составили? (Суп надо подогревать, а квас - охлаждать.)
2. Работа в парах по учебнику (упражнение 30)
- Прочтите. Из какой сказки этот отрывок? («Лисичка и Журавль»)
- Расскажите эту сказку за лицами (парами).
- Замените слова стук-стук, лизь-лизь, хлюп-хлюп другими словами. (Стучать, лизать, шлепать)
- Закончите упражнение по образцу. (Журавль стучал. Лисичка лизькала. Волны хлюпали. Мышка першила. Заяц прыгал.)
- Приведите свои подобные примеры. (Хрю-хрю - свинья хрюкает. Гав-гав - собака лает. Ти-ти - соловей екает.)
3. Коллективная творческая работа
- Рассмотрите рисунки и расскажите, что изображено на каждом из них.
- Дайте мальчикам имена и составьте связный рассказ по рисункам. Воспользуйтесь представленным ниже вопросами.
1) Какая была дорога?
2) Что случилось с Ваней?
3) Как вел себя в этот момент Саша?
4) Что произошло с ним позже?
5) Что сделал после этого Ваня?
6) Какой может быть концовка рассказа?
- Запишите составленный текст.
Дорога была скользкой. Ваня упал. Саша захохотал. Позже он сам поскользнулся. Ваня подбежал и помог встать. Саше стало стыдно. Ребята подружились.
4. Физкультминутка
5. Творческий диктант
- Допишите нужные по смыслу слова - названия действий.
- Допишите нужные по смыслу слова - названия действий.
(Наступила) теплая весна. Утреннее солнышко (светит) ласково, ласково. На деревьях скоро (появятся) листочки. Мы так любим) весну!
6. Игра «Кто больше?»
- К названиям предметов подберите по несколько названий действий.
Снег (что делает?) - ... (идет, сыплет, падает, валит, кружится).
Мороз (что делает?) - ... (щиплет, кусает, жжет, трещит).
Ветер (что делает?) - ... (гудит, свищет, воет, дует, шумит).
Солнце (что делает?) - ... (печет, греет, светит, сияет).
Дождь (что делает?) - ... (льет, хлещет, идет, шумит, капает).
- Как называются слова, которые мы подобрали к слову мороз? (Они между собой близкие по значению.)
IV. Итог урока
- На какие вопросы отвечают слова - названия действий?
- Назовите примеры слов - названий действий, близких по значению.
- Приведите примеры слов - названий действий, противоположных по значению.
- Какие пословицы вы запомнили на уроке?
- В каком рассказе мы их применяли?
- Кто из мальчиков вам больше понравился и почему?
V. Домашнее задание с инструктажем
Упражнение 36.