1. Общие основы педагогики
1.1. Педагогика как наука
1.1.4 Логика и методы педагогических исследований
Педагогика как наука может развиваться только при условии пополнения новыми фактами, добытыми в процессе научных исследований.
Научные исследования являются особой формой процесса познания. Это систематическое целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и которое завершается формулированием знания об изучаемых объектах. В педагогике исследования делятся на фундаментальные и прикладные.
Фундаментальные исследования имеют целью раскрыть общую суть педагогических явлений, дать научное обоснование педагогической деятельности.
Прикладные исследования, учитывая фундаментальные знания дают ответы на вопросы, непосредственно связанные с практикой.
Национальной доктриной развития образования в Украине определены задачи опережающей инновационной перестройки национальной системы образования и науки как основы развития личности, общества, нации и государства. На выполнение этих задач Академией педагогических наук Украины разработаны «Основные направления исследований по педагогических и психологических наук в Украине», в которых обозначены актуальные проблемы педагогики и психологии, требующих исследования.
Так, насущной является необходимость осуществления исследований по методологии, философии образования, которые дадут возможность обосновать цели, идеалы образования, определить ее содержание, на котором будет выстраиваться тип культуры общества, будет формироваться новая украинская нация.
Актуальными являются исследования теоретико-методологических проблем воспитания, содержания и динамики целостного воспитательного процесса, взаимодействия лица, пола, семьи, учебного заведения, общества, а также исследования по личностно-ориентированного воспитания детей и молодежи в различных социальных условиях, утверждение ценностей гуманистической педагогики, гармоничного формирования умственных, нравственных и физических качеств личности.
Требуют внимания современные педагогические технологии, основанные на использовании достижений психологической науки, возрастной физиологии, социологии и других наук о человеке, новых информационных технологий, которые учитывают возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
На время разработки информационных коммуникационных технологий, определение их роли в развитии единого образовательного пространства страны.
Логика педагогических исследований. Научно-педагогические исследования должны учитывать такие особенности педагогического процесса:
- неоднозначность течения (результаты обучения, воспитания и развития зависят от одновременного влияния многих факторов);
- неповторимость (во время повторного исследования педагог имеет уже дело с другим «материалом», поскольку невозможно сохранить даже предварительные условия);
- эксперименты, которые противоречат этическим нормам, запрещаются;
- объективные выводы можно получить только при многократных наблюдений и лишь в обобщенной форме.
Результаты научно-педагогических исследований должны соответствовать следующим требованиям:
- общественная актуальность;
- научная новизна;
- теоретическая и практическая значимость;
- научная объективность и достоверность;
- доступность выводов и рекомендаций для использования их в других конкретных научных исследованиях или в практической деятельности;
- выяснение степени, границ и условий эффективного применения полученных результатов.
Процесс исследования в области педагогики охватывает следующие основные этапы:
- определение проблемы исследования - она должна быть новой, актуальной, соответствовать объективным потребностям развития педагогической теории и практики;всестороннее, глубокое изучение уже установленных наукой фактов, утверждений и выводов по проблеме исследования;
- формирование гипотезы, то есть научного предположения, вероятного вывода (выводов) из исследования; во время исследования гипотезу иногда уточняют и даже меняют;
- накопление и фиксация новых фактических материалов по проблеме, практическая, исследовательская их проверка;
- теоретическое, аналитико - синтетическая обработка полученных данных, их сопоставление, осмысление, группировка, раскрытие взаимосвязей, обобщение, формулирование научных выводов, доказательства или опровержения гипотезы;
- оформление результатов исследования (написание научного отчета, статьи, брошюры, монографии, инструктивных материалов и т.д.), их пропаганда и внедрение в практику.
В процессе научного педагогического исследования приходится изучать разные источники, в которых собраны материалы по проблеме, над которой работают.
Во время изучения литературных источников выявляют:
- основную идею автора, его позицию по исследуемой проблеме;
- интереснейшие и ценнейшие достижения автора;
различие авторской позиции от традиционной, что нового внес автор в изучение проблемы; в чем он полемизирует с другими исследователями;
- какие идеи автор особенно удачно аргументировал, а которые не имеют надлежащей доказательности;
- какие идеи, выводы, рекомендации вызывают возражения и почему;
- какие основные вопросы не отражены в его труде;
- какие аспекты проблемы требуют дальнейшего исследования.
Изучая опыт работы учителей, выясняют:
- что особенно успешно удается осуществить учителю, преподавателю при решении определенной проблемы;
- какие препятствия они встречают во время ее решения;
- каких типичных ошибок допускают учитель, преподаватель в работе;
- каковы основные причины их затруднений и ошибок;
- не связаны ли успехи в работе учителя, преподавателя с их чрезмерными усилиями и затратами времени в каком-то одном направлении работы в ущерб другим.
Методы научно-педагогических исследований.
В процессе научно-педагогических исследований используют разнообразные методы.
Метод научно-педагогического исследования - путь овладения психолого-педагогических процессов формирования личности, установление объективных закономерностей воспитания и обучения.
Для конкретного педагогического исследования подбирают комплекс методов в таком сочетании, которое позволяет получить разносторонние сведения о развитии личности, коллектива или другого объекта воспитания или обучения. Совокупность методов должна обеспечить одновременно изучение деятельности, общения и уровня знаний личности. Подобраны методы должны отражать динамику развития определенных качеств личности как в возрастном плане, так и в течение определенного промежутка времени. Важно использовать такие методы, с помощью которых можно получить сведения об ученике из как можно большего количества источников, от компетентных лиц, которые постоянно общаются с ним. Методы помогают анализировать не только развертывание процесса, его результаты, но и условия, в которых он происходит.
К методов научно-педагогического исследования относятся методы педагогического наблюдения, беседы, анкетирования, педагогического эксперимента, рейтинга, изучение документации, психолого-педагогического тестирования, социометрии, анализа результатов деятельности учащегося (студента), обобщение независимых характеристик, а также математические и теоретические методы.
Метод педагогического наблюдения. Реализуется он как специально организованное восприятие педагогического процесса в естественных условиях. Учитывая особенности его субъекта и объекта различают наблюдение прямое и опосредованное, открытое и закрытое, а также самонаблюдения. Осуществляя наблюдение, важно иметь его план, определить срок, фиксировать результаты, позаботиться, чтобы оно было систематическим и длительным.
Наблюдения в основном используют на первых этапах научного исследования педагогической проблемы, учитывая, что возможности его относительно скрытых явлений слишком ограничены. Использование этого метода не позволяет раскрыть внутренние процессы педагогических явлений. Зафиксированы методом наблюдения факты всегда имеют оттенок субъективности, и это ограничивает его использование в педагогических исследованиях. Поэтому наблюдения часто применяют в сочетании с другими методами.
Метод беседы. Особенностью его является познание педагогических явлений через непосредственное общение с лицами, которых исследователь изучает в природных условиях. Чтобы беседа была результативной, необходимо иметь ее план, основные и дополнительные вопросы, создать благоприятную атмосферу для откровенного обмена мнениями. Следует учитывать индивидуальные особенности собеседника и проявлять педагогический такт. Беседу протоколируют, результаты ее сравнивают с информацией о личности, полученной с помощью других методов.
Разновидностью беседы является интервью. В отличие от беседы, которую проводят в естественной, непринужденной обстановке, во время интервью исследователь ставит в определенной последовательности заранее сформулированные вопросы и фиксирует ответы на них. Используя интервью, следует учитывать особенности различных типов респондентов («несмелый», «робкий», «разговорчивый», «шутник», «спорщик», «самоуверенный» и др.). Результаты интервью во многом зависят от того, насколько продуманными и точными вопрос.
Метод анкетирования. Заключается он в письменной (иногда в устной) опросе значительного числа учащихся, студентов по определенной схеме - анкетой или опитувальним письмом. Анкетирование дает возможность получить информацию о типичности определенного педагогического явления.
К анкете нужно включать однозначные вопросы, которые наиболее точно характеризуют явление, что изучают, и дают надежную информацию. Вопросы могут быть прямыми («нравится ли вам профессия учителя?») и опосредованными («согласны ли вы с мнением о том, что профессия учителя самая лучшая?»). Они не должны подсказывать ответы или склонять респондента к определенной точки зрения.
Анкеты бывают закрытые (с ограниченным количеством вариантов ответов, подобранных исследователем) и открытые (дают возможность респонденту высказать собственное мнение). Перед анкетированием необходимо проверить степень понимания вопросов на небольшой аудитории, внося при необходимости соответствующие коррективы.
Метод педагогического эксперимента. На практике он реализуется как научный опыт организации педагогического процесса в точно фиксированных условиях. Обеспечивает наиболее достоверные результаты в педагогических исследованиях.
В зависимости от цели, которую предполагает эксперимент, различают:
- эксперимент - констатацию, во время которого изучают существующие педагогические явления;
- эксперимент - проверку, когда проверяют гипотез; выдвинутую в процессе изучения передового и массового опыта образовательных учреждений;
- созидательный (формирующий) эксперимент, в процессе которого фиксируют новые педагогические явления, создают новым содержание, новые организационные формы и методы обучения и воспитания.
В любом эксперименте существенным является то, что он вносит в учебно-воспитательного процесса новые элементы с целью его совершенствования. Кроме того, для всех педагогических экспериментальных исследований характерно то, что их результаты сопоставляют с обычной, повседневной педагогической работой. Поэтому в эксперименте одна группа является экспериментальной - в ней апробируют педагогические новации, другие - контрольными. Сравнение уровня знаний и воспитанности в экспериментальной и контрольных группах дает возможность делать выводы об эффективности педагогических новшеств.
Метод рейтинга. В основе его - оценивание компетентными экспертами отдельных аспектов деятельности. При подборе экспертов учитывают компетентность (знание сущности проблемы), креативность (способность творчески выполнять задания), положительное отношение к экспертизе, отсутствие склонности к конформизму (наличие собственного мнения и способность отстаивать ее), научную объективность, аналитичность и конструктивность мышления, самокритичность.
Во время анализа полученной информации можно применять метод ранговых оценок, когда обнаружены факторы располагаются в порядке возрастания или убывания степени их проявления.
Метод изучения документации. Базируется на том, что личные дела учащихся, студентов, журналы, контрольные работы, тетради по отдельным дисциплинам дают исследователю объективные данные, которые характеризуют их индивидуальные особенности, отношение к учебе, уровень усвоения знаний, сформированности умений и навыков.
Документация (обще школьный план работы, планы работы предметных комиссий, классных руководителей, протоколы заседаний педагогического совета и др.) позволяет сформировать представление о состоянии учебно-воспитательной работы в целом и отдельных ее участков, в частности.
Метод изучения документации, как и другие методы научно-педагогического исследования, можно использовать в учебном заведении любого типа, учитывая при этом специфические условия его учебно-воспитательной деятельности и особенности контингента воспитанников.
Метод психолого-педагогического тестирования. Заключается в определении уровня знаний, умений или общей интеллектуальной развитости ученика с помощью средств тестирования: карточек, рисунков, задач - шарад, ребусов, кроссвордов, вопросов. Экзаменационные билеты также можно сдавать в форме тестов. Результаты тестирования определяют подсчитыванием процентов выполнения тестов.
Метод социометрии. Стержнем его является изучение структуры и стиля взаимоотношений в коллективе (метод заимствован из социологии). Например, ученику, студенту предлагают ответить на вопросы типа «С кем бы ты хотел... (сидеть за одной партой, работать в мастерской, играть в одной команде и др.)?». На каждый вопрос он может дать несколько вариантов ответа. По их количеству и характеру определяющих место, роль и статус каждого члена коллектива, наличие в нем группировок, их лидеров. Полученные данные позволяют моделировать внутріколективні отношения: уровень сплоченности коллектива, способы его воздействия на каждого индивида и др.
Метод анализа результатов деятельности ученика (студента). Анализ результатов различных видов деятельности (успеваемости, выполнения общественных поручений, участия в конкурсах и др.) помогает составить представление о личности ученика (студента) за реальными делами. На основании изучения, например, изделий ученика в мастерской можно сделать вывод о его аккуратность, исполнительность в работе. Изготовлены в технических кружках модели свидетельствуют об интересах и наклонностях. Ответы на занятиях характеризующие память, мышление, воображение, взгляды, убеждения.
Метод обобщения независимых характеристик. Заключается в обобщении сведений об учащихся (студентов), полученных из разных источников: от учителей, родителей, сверстников и др.
При сопоставлении независимых характеристик некоторые черты могут не совпадать из-за необъективности того, кто характеризует, поспешность, ошибочность выводов. В таком случае выясняют причины расхождений, анализируют факторы, обусловившие их. Разногласия возможны и тогда, когда характеристики составляли несколько раз через определенные промежутки времени, в течение которых поведение индивида менялась.
Разновидностью этого метода является метод «педагогического консилиума». Он предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанности школьников (студентов), которое осуществляется по определенной программе и единым критериям, коллективную оценку определенных качеств личности выявление причин недостаточной сформированности определенных качеств личности, коллективное разработки средств преодоления выявленных недостатков.
Математические методы. Их сущность заключается в описании педагогических явлений с помощью количественных характеристик, а также в использовании кибернетических моделей для определения оптимальных условий управления процессом обучения и воспитания. Применение этих методов для отражения педагогических явлений возможно при условии их типичности, измеряемости и массового характера. К математическим методам относятся методы регистрации, ранжирования и моделирования.
Метод регистрация - выявление определенного качества у явлений данного класса и ее начисления за наличием или отсутствием (например, количества совершенных учеником негативных поступков).
Метод ранжирования - размещение зафиксированных показателей в определенной последовательности (уменьшение или увеличение), определение места элемента в определенном множестве. Примером является составление списка учащихся (студентов) в зависимости от уровня их успеваемости и др.
Метод моделирования заключается в создании и исследовании моделей.
Теоретические методы. К ним относятся анализ, синтез, обобщение, сравнение, вывод.
Анализ и синтез являются взаимосвязанными и взаємозумовленими логическими методами научного познания, возникшие на основе практической деятельности людей. Если анализ заключается в расчленении целого на составные элементы (части), то синтез - в объединении частей в целое.
Обобщение - логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию. Оно является продуктом мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств действительности.
Сравнение - мыслительная операция, с помощью которой устанавливают сходство и различие между конкретными педагогическими явлениями.
Вывод - полученное логическим путем из исходных данных суждение, которое содержит новую или дополнительную информацию.
Процесс и результаты научно-педагогического исследования фиксируют различными способами. Для этого используют определенные типы документации: анкеты; планы наблюдения, осуществления педагогических экспериментов, воплощения результатов исследования в практику; магнитофонные записи; фотографии; киноленты; протоколы обсуждения уроков, воспитательных мероприятий и др.; конспекты проработанной литературы, архивных материалов; описания опыта работы учебных и воспитательных заведений; статистические данные; математические вычисления.
Организация научно-педагогических исследований имеет большое значение как для педагогической теории, так и для педагогической практики. К этому делу следует привлекать не только ученых, но и работников образовательных учреждений. Исследователем должен быть каждый учитель, только тогда его работа становится творческой и эффективной.