Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Основы педагогики

1. Общие основы педагогики

1.1. Педагогика как наука

1.1.3 Отрасли и межпредметные связи педагогики

В процессе исторического развития между отраслями педагогических знаний сложились разнообразные связи и отношения. Так образовалась система педагогических наук.

Система педагогических наук.

Современная педагогическая наука охватывает до двадцати отраслей, сформировавшихся в процессе развития педагогических знаний. К ним относятся общая педагогика, возрастная педагогика, коррекционная педагогика, социальная педагогика, профессиональная педагогика, история педагогики и школы, частные (предметные) методики и др.

Общая педагогика - отрасль педагогики, изучающая главные теоретические и практические вопросы воспитания, обучения и образования, исследующая проблемы учебно-воспитательного процесса.

Ее структуру составляют следующие разделы: основы педагогики, теория обучения и образования, теория воспитания, теория управления учебно-воспитательным процессом.

Возрастная педагогика (дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых) - отрасль педагогики, исследующая законы и закономерности воспитания, обучения и образования, организационные формы и методы учебно-воспитательного процесса в отношении различных возрастных групп.

В условиях гуманизации образования важное значение имеют обучение и воспитание детей с определенными отклонениями в развитии.

Коррекционная педагогика- отрасль педагогики, предметом которой является воспитание, обучение и образование детей с врожденными или приобретенными отклонениями в физическом или психическом развитии.

К ней относятся сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и глухонемых), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и тех, кто имеет недостатки зрения), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с замедленным умственным развитием), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи), исправительно-трудовая педагогика (перевоспитание несовершеннолетних и взрослых преступников).

В конце XX в. активизировалось развитие социальной педагогики.

Социальная педагогика - отрасль педагогики, изучающая закономерности и механизмы становления и развития личности в процессе получения образования и воспитания в различных социальных институтах. Ее предметом является социально ориентированная деятельность образовательных, научных, культурных и других учреждений и социальных служб, которые способствуют формированию социальной активности детей и молодежи в процессе решения общественных, политических, экономических и других проблем общества.

Социальная педагогика имеет несколько разделов: агогіка - наука о путях предотвращения отклонений в поведении детей и подростков; герогіка - наука о социально-педагогические проблемы людей пожилого возраста; андрагогіка - наука об образовании и воспитании человека на протяжении всей его жизни; виктимология - наука о разные категории людей, которые стали жертвами насилий и неблагоприятных условий социальной организации.

В процессе социологизации личности важное значение приобретает усвоение ею норм, правил поведения и установок, определяющих выполнение роли представителя мужского или женского пола в обществе. Этим вопросом занимается гендерная педагогика, которая в последнее время активно развивается в Украине.

Профессиональные педагогики отрасли педагогики, изучают особенности, формы и методы обучения людей, которые получают или имеют определенную специальность (лечебная, театральная, военная, спортивная педагогики и др.).

Среди отраслей педагогики, сосредоточенных на педагогических проблемах взрослых, интенсивно развивается педагогика высшей школы, которая раскрывает закономерности учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях, специфические проблемы получения высшего образования.

В систему педагогических наук входят также история педагогики и школы.

История педагогики и школы - отрасль педагогики, изучающая развитие педагогических идей и практики образования на разных исторических эпох.

Отдельная группа педагогических наук - частные (предметные) методики.

Частные (предметные) методики - области педагогики, предметом исследования которых являются закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин в учебных заведениях всех типов.

Интегрируя наработки разнообразных педагогических отраслей, они концентрируют свои усилия на особенностях освоения знаний по конкретному предмету.

Дальнейшее развитие человеческой цивилизации, очевидно, будет сопровождаться формированием новых отраслей педагогических знаний.

Связь педагогики с другими науками.

Поскольку проблему воспитания личности изучают различные науки, педагогика с ними тесно связана.

Межпредметные связи педагогики - связи педагогики с другими науками, которые дают возможность глубже познать педагогические факты, явления и процессы.

Педагогика связана с социологией, этикой, эстетикой, психологией, анатомией, физиологией, гигиеной и т.п.

Связь ее с другими науками имеет такие аспекты:

- общность понятийно-категориального аппарата (понятий, закономерностей, концепций, предметов, процессов, критериев, методов);

- межпредметная взаимодействие (взаимовлияние, взаимопроникновение, интеграция).

- заимствования идей других наук (например, идею, согласно которой «человек формируется в деятельности» - по философии), использование их методов исследования (в частности, анкетирования по социологии), творческое обработка результатов исследований других наук (прежде всего психологии), участие в совместных исследованиях; заказ другим наукам на изучение определенных явлений.

Социология, этика, эстетика помогают педагогике определить цели воспитания, правильно учитывать закономерности человеческого бытия и мышления, предоставляют оперативную информацию об изменениях в науке и обществе, корректируя направленность воспитания.

Психология изучает закономерности развития психики человека, а педагогика - эффективность воспитательных воздействий, которые вызывают изменения в ее внутреннем мире и поведении. Поэтому каждый раздел педагогики опирается на определенный раздел психологии.

Анатомия и физиология человека дают возможность понять ход основных физиологических процессов человеческого организма и особенности человека как биологического существа. Информация о функционировании высшей нервной деятельности, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем обязательно учитывается в учебно-воспитательном процессе. Знание требований к гигиене детей и подростков оптимизирует содержание мероприятий по укреплению здоровья, физического развития школьников, организации их трудовой деятельности, является важным фактором организации работы учебных и детских заведений различных типов.

Связь педагогики с медициной является условием развития коррекционной педагогики, разрабатывающая средства, которые позволяют достичь терапевтического эффекта и облегчить процессы социализации детей с врожденными или приобретенными отклонениями в развитии, компенсировать имеющиеся дефекты.