1. Общие основы педагогики
1.1. Педагогика как наука
1.1.2 Становление и развитие педагогики
Возникновение педагогики обусловлено потребностью общества в эффективной подготовке подрастающего поколения к жизни. В своем развитии она преодолела такие стадии: народная педагогика, духовная педагогика, светская педагогика.
Народная педагогика. Термин «народная педагогика» впервые употребил украинский писатель, культурный деятель, педагог Александр Духнович (1803-1865) в учебнике «Народная педагогия в пользу училищ и учителей сельских».
Народная педагогика - отрасль педагогики, которая охватывает накопленный веками народный опыт, взгляды на цель, задачи, средства и методы воспитания и обучения подрастающего поколения.
Если народная педагогика охватывает эмпирические педагогические знания без указания на их происхождение, то-этнопедагогика связана с конкретной этнической принадлежности педагогических традиций. Итак, педагогика выполняет разнообразные задачи как на общегосударственном, так и на отраслевом и региональном уровнях, направленные на обеспечение обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. - Этнопедагогика исследует возможности и эффективные пути реализации прогрессивных педагогических идей определенного народа в современной научно-педагогической практике, способы сочетания народной педагогической мудрости с педагогической наукой; анализирует педагогическое значение явлений народной жизни и определяет их соответствие современным задачам воспитания. - Этнопедагогика является составной народоведения и одновременно - педагогики народоведения.
Литература - в узком значении (этнография)является наукой о происхождении и расселении народа, его культуру, быт, традиции, обычаи, обряды; в широком смысле - совокупности современных наук о определенный народ, его культуру, историю, духовность.
Педагогика народоведения - направление современной педагогики, который изучает пути и средства практического усвоения учащимися культурно-исторических достижений прошлых поколений: традиций, обычаев, обрядов своего народа.
Неотъемлемыми составляющими народной педагогики является семейная педагогика, педагогическая деонтология, педагогика народного календаря. Семейная педагогика - составная часть народной педагогики, в которой сосредоточены знания и опыт создания и сохранения семьи, начало и продолжение семейных традиций (трудовых, нравственных, художественных).
Семейная педагогика способствует формированию у детей любви к матери и отца, бабушки и дедушки, уважения к памяти умерших.
Актуальные для современной педагогики вопросы отношений между воспитателями и воспитанниками рассматривает педагогическая деонтология.
Педагогическая деонтология (гр. deontos- должное, требуемое, необходимое) - народные знания о воспитательные обязанности родителей перед детьми, учителей перед учениками, воспитателей перед воспитанниками, о этические нормы, необходимые для выполнения педагогических функций.
Значительные воспитательные возможности заложены в педагогике народного календаря, который несмотря на некоторые универсальные особенности укоренен в буттєвий опыт каждого народа.
Педагогика народного календаря - составляющая народной педагогики, что предполагает воспитание детей и молодежи путем привлечения их к сезонным работам, поддержание обычаев, участия в праздниках и обрядах.
Большие потенциальные возможности национального воспитания, в частности формирование патриотических качеств, имеет педагогика, источником которой является историческая память защитников родной земли, традиции формирования мужественного воина - защитника отечества. В контексте педагогики украинского народа ней есть казацкая педагогика.
Казацкая педагогика - педагогика украинского народа, направленная на формирование мужественного гражданина (казака - рыцаря) с ярко выраженным украинским национальным сознанием, твердой волей и характером.
Новый всплеск интереса к достижениям казацкой педагогики произошел с обретением Украиной государственной независимости.
Духовная педагогика.
Духовная педагогика наибольшего развития получила в эпоху средневековья, когда церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Педагогическая мысль, которая до того времени развивалась на почве философии, стала элементом теологии (богословия). В церковных и монастырских школах на Западе, в мусульманских мектебах (начальных школах) на арабском Востоке, в школах брахманов (жрецов) в Индии воспитание приобрело ярко выраженного теологического характера.
Духовная педагогика - отрасль педагогических знаний, что предполагает приоритет религии в воспитании и обучении личности.
Значительный вклад в развитие духовной педагогики сделали христианские теологи, философы и церковные деятели Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (ок. 160-222), Августин (Блаженный) Аврелий, Фома Аквинский (1225 - 1274).
Вопросом религиозного воспитания большое значение придавал чешский педагог Ян Амос Коменский (1592 - 1670). Он писал, что человек в этом мире имеет три задачи: быть умной, властвовать над другими созданиями на земле, быть образом Божьим. Соответственно индивид должен развить в себе три качества: образованность, нравственность, религиозность.
К. Ушинский подчеркивал связи духовной и светской педагогики, религиозного и светского воспитания. По его словам, есть только один идеал совершенства, перед которым преклоняются все народы, - это идеал, который подает христианство. Оно дает жизнь и указывает высшую цель всякому воспитанию, оно же и должно служить для воспитания каждого христианского народа источником света и истины. Это неугасимый светоч, идущий вечно, как огненный столб в пустыне, впереди человека и народов; за ним должно стремиться развитие каждой народности и всякое истинное воспитание, идущее вместе с народностью.
Возвращение к основам религии является важной гранью социальной жизни в Украине на рубеже XX-XXI веков. Влияние духовной педагогики на отечественную педагогическую мысль проявляется в акценте на этические ориентации, базирующихся на принципах свободы и уникальности личности, альтруистических ценностях, вниманию к внутреннему миру личности, воспитании нравственных качеств.
Светская педагогика.
Своими корнями она уходит педагогических поисков древнего мира. В Древних Китае, Индии, Греции, Риме были сделаны первые попытки обобщить опыт воспитания, сформулировать основные педагогические идеи. Именно на то время приходятся первые педагогические соображения относительно проблемы соотношения политики и воспитания, личности и государства, а также о цели, содержание и правила воспитательной деятельности.
Весомый вклад в развитие светской педагогической мысли внесли древнегреческие философы. Так, Демокрит считал, что человека формирует прежде всего жизненный опыт. Сократ и Платон отстаивали мнение, что для формирования человека необходимо пробудить в ее сознании то, что в ней заложено от рождения. Ученик Платона Аристотель обосновал зависимость цели и средств воспитания от политических задач государства. Источником познания он признавал материальный мир, не отвергая при этом идеи першопоштовху, Творца мира. Произведение древнеримского философа и педагога Марка Квинтилиана «О воспитании оратора» на протяжении длительного времени был основным пособием по педагогике, по которым учили во всех риторических школах.
В эпоху Возрождения во многих странах Европы получили широкое распространение гуманистические идеи. их пропагандировали выдающиеся философы - гуманисты, писатели, педагоги Вітторіно да Фельтре (1378-1446) в Италии, Луис Вивес (1492-1540) в Испании, Франсуа Рабле (1494-1553) и Миттель Монтень (1533-1592) во Франции, Эразм Роттердамский (1469-1536) в Голландии. Гуманисты провозгласили человека наивысшей ценностью и утверждали, что ее всестороннего развития можно достичь воспитанием.
К достижениям светской педагогики относится и доработок Я.-А. Коменского. В своей главной книге «Великая дидактика», которая содержит основы светской педагогики, Коменский с позиции гуманизма трактует основные педагогические категории - «воспитание», «обучение» и «образование» - как процессы, происходящие в соответствии с законами природы и зависят от особенностей ребенка. В его многочисленных трудах обозначены все важнейшие вопросы педагогической науки, которую он рассматривал как науку о воспитании ребенка. Предложенные Я.-А. Коменским принципы, методы, формы обучения стали основой многих педагогических теорий, многие его идеи актуальны и сейчас.
Английский философ и педагог Джон Локк в своем труде «Мысли о воспитании» основное внимание уделяет проблеме воспитания джентльмена - человека, в котором сочетаются высокообразованность с деловыми качествами, твердые моральные убеждения с соответствующими манерами поведения.
Французские материалисты и просветители XVIII в. Дени Дидро (1713-1784), Клод-Адриан Гельвеций (1715-1771), Поль Анри Гольбах (1723-1789), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) единственным источником знаний, развития интеллекта, сил моральных и эстетических предпочтений ребенка считали чувственный опыт, отстаивали идею природо-соответствия в воспитании.
Демократические идеи французских просветителей развил выдающийся швейцарский педагог Иоганн-Генрих Песталоцци (1746-1827). Главная задача воспитания он также усматривал в развитии способностей человека в соответствии с законами природы, теоретически обосновал целесообразность сочетания труда и обучения. Пропагандируя принципы наглядности, постепенности и последовательности в обучении, Песталоцци создал методику элементарного обучения.
Значительный вклад в развитие светской педагогики сделал немецкий педагог Иоганн-Фридрих Гербарт (1776 - 1841). Ему принадлежат идеи чотириступеневої структуры урока, сочетание обучения с воспитанием. Для воплощения в жизнь своих идей Гербарт создал систему упражнений, направленных на развитие ребенка.
Известный немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) выступал против авторитарного воспитания, отстаивал всестороннее гармоничное развитие человека, изучал внутренние противоречия педагогических явлений, сформулировал принципы соответствия воспитания природе и культуре народа, самодеятельности в воспитании и обучении.
Светская педагогическая мысль в Украине.
Первые памятники украинской светской педагогической литературы появились во времена Киевской Руси. Это «Палеї», «Златоусты», «Измарагд», «Пчела», «Злата матиця» и др. «Изборник Святослава» (1076), например, содержит советы, как лучше учить детей читать: не спешить, а размышлять, о чем пишется в книге, что означает каждое слово, перечитывать отдельные ее разделы и др.
В «Поучении Владимира Мономаха детям» (1096) известный государственный деятель высказывал убежденность в необходимости воспитания у детей любви к Родине, труда, милосердного отношения к детям - сиротам и женщин - вдов, развития уважения к обучению, стремление к образованию.
В общем, в Киевской Руси педагогическая система предусматривала воспитание любви к родной земле, гуманного отношения к человеку, дисциплинированности, уважения к старшим, добросовестности в труде, мужества, храбрости, толерантности и религиозности.
Одним из древнейших памятников педагогической мысли XV-XVII вв. является «Домострой». Основывался он на принципах народной педагогики, в которой строгость и требовательность сочетались с заботой о ребенке, воспитанием чувства гражданского долга. Наряду с установками воспитывать в детях мужество, трудолюбие,бережливость и т.п. в «Домострое» говорилось о целесообразности физических наказаний: «Любя сына своего, учащай ему раны... сокруши ему ребро». Впрочем, несмотря на многочисленные упоминания о такие методы во многих произведениях, физические наказания не имели большого распространения в украинских школах, в отличие от западноевропейских.
В XVI-XVII вв. передовые педагогические мысли воплощаются в деятельности украинских братств. Основой учебно-воспитательного процесса в них были православные ценности и патриотизм, что стало противовесом тогдашний образовательной политике польской шляхты и католической церкви, которая направлена на национальное и социальное порабощение украинского народа.
Большое влияние на развитие национальной светской педагогики имели идеи выдающегося украинского философа, писателя и педагога Григория Сковороды (1722 - 1790). По его мнению, мир и человек имеют духовную основу. Все люди рождаются талантливыми, но каждый талантлив по-своему. Поэтому образование и воспитание должны помочь познать себя, ибо только благодаря этому можно стать счастливым, служить людям и Отечеству. Философ был убежден, что в каждом человеке может проявляться как «добра» и «зла» воля. В обществе же главное - гармония частей. Когда они «отступают от того, к чему оные свои хитрецом сделаны», тогда наступает «суета суэт» и начинают проявлять «злую» волю «гогочущі», «лукавые», «алчні», «людовик», «крокодилу», «обезьяньи» индивиды. Поэтому много усилий нужно прилагать для развития в семье и государству «духа сродности». Целью воспитания являются такие черты, как естественность, суверенность и внутренняя свобода человека. А лучшая форма воспитания - личный пример.
Новыми идеями обогатили отечественную светскую педагогику выдающиеся мыслители и писатели XIX в. - Иван Котляревский (1769-1838), Тарас Шевченко (1814 - 1861) и др. Остро критикуя просветительскую политику правительства царской России, они отстаивали идеи воспитания всесторонне развитого человека (с многогранными знаниями и высокими моральными качествами), труженика, патриота, борца за свободу народа. Т. Шевченко заключил учебник для воскресных школ - «Букварь Южнорусский», который так и не был допущен в украинские школы.
Особое место в развитии педагогической теории принадлежит выдающемуся отечественному ученому Константину Ушинскому. Его педагогические взгляды изложены в труде «Человек как предмет воспитания» и воплощено в учебниках «Родное слово» и «Детский мир», по которым училось не одно поколение детей.
Значительную роль в развитии педагогической мысли и практическом решении многих проблем воспитания сыграл выдающийся украинский педагог Антон Макаренко (1888 - 1939). Он разработал и реализовал на практике принципы создания детского коллектива и педагогического руководства им, методику трудового воспитания, воспитания сознательной дисциплины. Педагогические идеи Макаренко было воплощено в деятельности воспитательных учреждений, которыми он руководил, в его книгах «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», многих научных и публицистических трудах.
Развития педагогической науки способствовала деятельность известного педагога Василия Сухомлинского (1918-1970), который в течение четверти века руководил школой в с. Павлыш Кировоградской области. Его публицистические, научные труды, самые заметные среди которых - «Рождение гражданина», «Сердце отдаю детям», «Как воспитать настоящего человека», является своеобразным осмыслением сущности и задач воспитания, роли семьи и школы в этом процессе, раскрывают личный педагогический опыт автора.
В украинской национальной педагогике важное место занимает наследие выдающегося педагога Григория Ващенко (1878-1967). В своей работе «Воспитательный идеал» он всесторонне обосновал такую важную цель тогдашней украинской национальной школы, как формирование воспитательного идеала. Ценным является и его учебник для педагогов «Общие методы обучения», в котором детально проанализированы философско-психологические основы учебно-познавательной деятельности детей, принципы и методы обучения, пути активизации познавательных усилий учащихся в процессе использования различных методов обучения. «Главная заслуга этого педагога, по мнению Анатолия Погребного, - заключается в создании национальной педагогики, которая соответствует ментальности, исторической миссии, потребностям государственного строительства украинского народа».
Освободившись от партийной опеки, марксистско-ленинской идеологии, гнета тоталитарного режима, сейчас украинская национальная педагогика возрождается на принципах демократии и гуманизма. В ней наметились новые направления:
- педагогика сотрудничества - предполагает совместную деятельность учителя и ученика, основанному на взаимопонимании, единстве их интересов и стремлений, целью которой является личностное развитие школьников в процессе обучения и воспитания;
- личностно-ориентированная педагогика - призвана максимально приблизить содержание и методику учебно-воспитательного процесса интересов, склонностей, потребностей и жизненных целей личности школьника;
- педагогика жизнетворчества - провозглашает необходимость творческого подхода к организации учебно-познавательной и внеучебной деятельности школьников;
- педагогика толерантности опирается на такой важный в общении принцип, как терпимость к чужим мнениям и верованиям.
Бурное развитие человеческой цивилизации сопровождается возникновением новых гуманитарных проблем, которые касаются образовательно-воспитательной сферы. Это требует усиленного внимания отечественной педагогики в зарубежной педагогической теории и практики, использование их в решении подобных проблем в условиях нашего общества, оптимального сочетания этого зарубежного опыта с национальными педагогическими традициями и новаторством.
Источники педагогики.
Основными источниками, которые обогащают педагогическую теорию и практику, являются:
1. Народная педагогика, отражает народную мудрость и опыт воспитания в устном народном творчестве: пословицах, поговорках, песнях, сказках, обрядах, обычаях, играх, загадках, мифах и др. Она содержит наставления и суждения по различным вопросам воспитания и обучения, налаживания добрых отношений между людьми.
2. Педагогические идеи и теории прогрессивных педагогов прошлого.
3. Современные педагогические исследования, которые обогащают педагогическую мысль новыми идеями.
4. Передовой педагогический опыт, разностороннее изучение и обобщение которого позволяет определить определенные научные факты, закономерности, питающих новые теории, концепции, прогнозы. Полученные в процессе изучения педагогического опыта знания становятся источником развития педагогических наук.
Будучи обще-цивилизационным феноменом, педагогика в своем развитии использует достижения различных наук, прежде всего гуманитарных, ее разнообразные системы иногда содержат нетрадиционные знания.
Аспекты педагогики.
В процессе развития педагогики структурно выделились три ее аспекта. Во-первых, она является наукой, которая имеет свои объект, предмет, принципы, закономерности. Во-вторых, это практика, которая помогает решать сложные педагогические проблемы, возникающие в учебно-воспитательном процессе. В-третьих, педагогика является искусством, что требует творческого вдохновения учителя для достижения мастерства педагогического воздействия.
В живом педагогическом процессе эти аспекты педагогики сочетаются. Раскрывая объективные закономерности вы прятания и обучение, педагогика показывает пути практического применения теоретических утверждений, выступая таким образом как прикладная наука. Настоящее мастерство педагога, высокое искусство всегда основываются на научных знаниях. В свою очередь, обобщение опыта мастерства и искусства передовых учителей дает возможность педагогической науке формулировать правила воспитания и обучения.
Направления современной зарубежной педагогики.
Современная зарубежная педагогика охватывает разнообразные течения, которые обобщенно можно свести к философского, психолого-педагогического, социального направлений.
Философское направление. Образуют его течения педагогики, основанные на философии неопозитивизма, экзистенциализма, неотомизма и др.
Философия неопозитивизма, которая претендует на роль загальнометодологічної основы современной науки, оснащает педагогическую теорию гносеологічними установками и методологии научного познания. В рамках философии неопозитивизма были уточнены и систематизированы логические принципы и методические основы научного исследования, что дает возможность применять математические методы исследования в педагогике. Однако педагоги - неопозитивісти подвергают сомнению наличие в процессах обучения и воспитания объективных закономерностей, обедняя таким образом теорию педагогики, а попытки исследования фундаментальных теоретических проблем считают «бесплодными интеллектуальными спекуляциями» кабинетных теоретиков. Важным принципом неопозитивістської педагогики является ее деидеологизация, освобождение от связей с обще-философскими методологическими основами.
Ученые - педагоги, которые пользуются методологией философы экзистенциализма, исходят из того, что никаких общечеловеческих качеств, никакой «человеческой природы» не существует, каждый индивид - уникальный, неповторимый. Поэтому интерес исследователя должна концентрироваться на отдельной личности, ее индивидуальном бытии и сознании. По мнению экзистенциалистов, индивидуальная «внутренняя сущность» ребенка почти не доступна для педагогических воздействий. А потому эффективным в формировании личности является лишь самовоспитания. Они считают, что ребенок имеет право на свободу выбора знаний. Поэтому цикл предметов, подлежащих изучению, должен быть не обязательным, а избранным. Важнейшим для человека является не уровень образованности, уровень знаний, которыми вооружила школа, а умение «слушать внутренние импульсы», «познавать самого себя».
Представители педагогики неотомизма пропагандируют идею главной роли церкви в организации школьного дела. Так, французский философ Жак Маритен (1882-1973) считал, что формирование у гражданина морального сознания невозможно без религиозного воспитания, ведь религия является основой морали.
Психолого-педагогическое направление. Его представляет экспериментальная педагогика. Ее представители - немецкие педагоги Вильгельм Лай (род. 1926), Эрнст Мейман (1862-1915) и др. - предложили опираться преимущественно на экспериментальные методы исследования. Это дало возможность по-новому посмотреть на проблему соотношения педагогической теории и практики; расширить связи педагогики с другими науками, в частности с психологией и социологией; перенести акцент с личностных социально-экономические факторы воспитания и обучения ребенка.
Социальное направление. К этому направлению принадлежит педагогика ноосферы, или нового мышления (французские философы Пьер Тейяр де Шарден (1881 - 1955) и Андре Леруа-Гуран (род. 1911), российский ученый - энциклопедист Владимир Вернадский (1863-1945)). Главными задачами педагогики ноосферы являются:
- гуманистическое воспитание, которое предполагает формирование общечеловеческих ценностей на основе национальных;
- экологическое и экономическое воспитание как подготовка экологического и экономического выживания;
- развитие творческих способностей каждого человека согласно его потенциальных возможностей;
- воспитание в процессе ознакомления с шедеврами мировой культуры;
- интенсивное изучение иностранных языков с целью свободного общения в мировом масштабе;
- компьютеризация образования.
Ознакомление с теоретическими разработками зарубежных педагогов и с практикой организации учебно-воспитательного процесса в других странах позволяет выявить прогрессивные достижения в зарубежном опыте, творчески использовать их в учебно-воспитательной практике национальной школы.