ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ
УРОК № 69
Тема. Развитие связной речи. Письменное сочинение-описание животных по собственным наблюдениям
Цель: научить учащихся составлять устные и письменные описания животных по собственным наблюдениям; развивать устная и письменная речь, логическое мышление, творческое воображение; обогащать словарный запас; воспитывать наблюдательность.
Оборудование: учебник.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Работа по учебнику.
Упражнение 448.
2. Беседа.
- Что такое описание?
- В каких стилях могут быть сделаны описания?
IV. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
1. Работа по учебнику.
1) Проработка теоретического материала, с. 193.
2) Упражнения 449, 450.
2. Объяснение учителя.
Описать животное - значит передать ее характерные признаки, по которым она отличается от других. Описывая животное, мы должны сказать о ее размер или рост, масть или окраску, форму туловища, морды, форму глаз, ушей, хвоста и т.д. Также надо обратить внимание на основные повадки животного.
3. Работа над самостоятельно подобранными материалами к сочинению-описанию животного.
Коллективное обсуждение материалов. Редактирования. Дополнения собственных материалов теми, что представлены в таблице на с. 195.
4. Работа с памяткой «Как работать над описанием». Учебник, с. 196.
5. Знакомство с темами сочинений.
(Учебник, упражнение 451).
6. Коллективное составление плана сочинения-описания животного.
Ориентировочный план
1) Где живет животное?
2) Ее порода, кличка.
3) Какова она? (размер, окрас; шерсть или кожа; форма туловища; морда, глаза, нос, уши, хвост и т.д.).
4) Ее основные привычки.
5) Чем меня привлекает это животное.
V. РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ-ОПИСАНИЕМ ЖИВОТНОГО
1. Подготовка чернового варианта сочинения.
2. Индивидуальная помощь учителя слабо подготовленным учащимся.
3. Зачитывание двух-трех произведений и рецензирование их учениками.
4. Редактирование написанного.
5. Переписывание произведений начисто.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить § 53 учебника.