Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС
Планы-конспекты Для школ с русским языком обучения

ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ

 

УРОК № 68

Тема. Группы слов по значению. Омонимы

 

Цель: познакомить учащихся с делением слов на группы по значению; дать понятие о омонимы; научить школьников отличать омонимы от многозначных слов, правильно употреблять их в речи; обогащать словарный запас учащихся; прививать любовь к украинского языка.

Оборудование: учебник, толковые словари, текст для творческого задания.

ХОД УРОКА

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего упражнения.

2. Творческая работа.

(Учитель использует разноуровневые задания.)

1) Списать предложение, подчеркнув слова, употребленные в переносном значении.

Была тихая летняя ночь. Все спало. И ветерок уснул под кустом ивняка. И вот зажглась утренняя зарница. Проснулся ветерок, выбежал из-за куста. Побежал берегом пруда. Пробудил очеретинку. Зашелестела камышинка, загойдалася.

(В. Сухомлинский.)

2) Составить пять предложений, используя слова в переносном значении.

3) Составить сочинение-миниатюру о природе (четыре-пять предложений), используя слова в переносном значении.

3. Работа у доски.

Задачи: объяснить значение слов, введя их в словосочетания:

Свежий, тихий, чистый.

(Например: свежий хлеб, свежая рубашка, свежий ветер; тихий час, тихий разговор, тихая езда, тихий дождь; чистое небо, чистые руки, чистая вода, чистый снег и т.п.)

4. Вопросы к ученикам.

- Какие слова называются многозначными?

 

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

III. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа в тетрадях.

Задание: прочитать стихотворение, записанное на доске, выписать слова одинаковые по звучанию и написанию, устно объяснить их значение. Как называются эти слова?

Дерзкий поток

Весной малый поток

Кубарем вниз поток.

- Вот пройду,- шумит,-

Между гор я,-

Затоплю все межгорье.

Через поле и долину

К жилищам долину!..

Но тут все растаяло,

И наглеца вмиг не стало.

(В. Плахотников.)

2. Работа по учебнику.

Проработка теоретического материала, с. 190.

3. Работа с толковыми словарями.

Задание: пользуясь словарем, привести примеры трех слов-омонимов. Выписать словарные статьи. Ввести эти слова в предложение.

4. Работа по учебнику.

Упражнения 442, 443 (письменно).

5. Игра «Сообразительный».

Задание: отгадать загадки-вопросы. Доказать, что ответы являются словами-омонимами:

- Какую часть слова можно в земле найти? (Корень.)

- Какое крыло никогда не летает? (Крыло в здании.)

- Какой город летает? (Орел.)

- Какая мушка никогда не летает? (Мушка ружья.)

- Из какого крана воды не наберешь? (Из подъемного.)

- Каким ключом нельзя открыть замок? (Клюквенным.)

6. Работа по учебнику.

1) Проработка теоретического материала, с. 191.

2) Упражнение 440 (устно), 441 (письменно).

7. Диктант с комментированием.

Задача: подчеркнуть омонимы, объяснить их значение.

Розплелася густая коса до пояса. (Т. Шевченко.)

Коси, коса, пока роса. (Народное творчество.)

Мне нравится ваша коса, на ней такой замечательный пляж.

И бледный месяц на ту пору из облака где-где выглядел. (Т. Шевченко.)

Целый месяц друзья не виделись и были рады встрече.

За это его следует наказать.

В лесу мы увидели след зайца.

8. Распределительный диктант.

Задачи: представлены пары слов записать в следующей последовательности:

омографы - слова, одинаковые по написанию, но разные по произношению (ударением);

омоформы - слова разных частей речи, совпадающие по звучанию и написанию лишь в некоторых грамматических формах;

омофони - слова, одинаковые по произношению, но разные по значению и написанию.

(Сначала разновидности неполных лексических омонимов учитель объясняет по таблице.)

 

Омонимы

 

Омографы

Омоформы

Омофони

Атлас - атлас

нос (имен.) - нос (дієсл.)

греби [греиби] - [гриеби]

Замок - замок

поле (имен.) - поле (дієсл.)

 

 

Утром - в ранце; музыка - музыка; светило (в глаза) - солнце (небесное); мать (мамочка) - мать (автомобиль); стал (прозрачный) - стал (около парты); дорога - дорога; задачей - за дачей; обед - обед; нанес - на нос; меня - пройдет.

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Творческая работа.

Упражнение 445 (письменно).

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник, § 53, упражнение 447.