1. Общие основы педагогики
1.1. Педагогика как наука
Воспитание и обучение подрастающего поколения, подготовка его к взрослой жизни всегда были одной из важнейших задач сообщества. Опыт формирования личности молодого человека передавался из поколения в поколение, обогащался новыми достижениями, систематизировался. Со временем из всей совокупности знаний об особенностях и путях успешного воспитания и обучения выделилась наука педагогика.
1.1.1 Предмет, основные категории, функции и задачи педагогики
Педагогика является комплексной наукой, которая объединяет, синтезирует данные естественных и общественных наук, касающихся процессов воспитания, обучения и развития личности.
Педагогика - совокупность теоретических и прикладных наук, которые изучают процессы воспитания, обучения и развития личности.
Термин «педагогика» происходит от древнегреческих слов pais (paidos) - дитя и ago - веду. В Древних Вавилоне, Египте, Сирии «пайдагогос», то есть учителями-воспитателями, чаще всего были жрецы, а в Древней Греции - самые умные, талантливые вольнонаемные громадяни. их называли «педононами», «педотрибами», «дидаскалами», «педагогами». В Древнем Риме эту работу поручали самым опытным государственным чиновникам, которые много путешествовали, знали иностранные языки, культуру и обычаи разных народов. Так, Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35-96) открыл в Риме собственную риторическую школу, где обучал ораторскому искусству. Впоследствии эта школа стала государственной, а Квінтіліану было назначено жалованье из императорской казны.
В эпоху средневековья педагогической деятельностью занимались преимущественно священники, монахи. В городских школах и университетах могли выкладывать и люди, которые не имели духовного сана.
«Мастерами» называли педагогов в Древнерусском государстве. Специальных учебных заведений для подготовки учителей не существовало. Ими были и дьяки, и піддячі, и священники, и странствующие дидаскали - «школьники - книжники».
Предмет педагогики. Научный интерес педагогики сосредоточен на исследовании сущности, закономерностей обучения и воспитания человека в процессе ее подготовки к самостоятельной жизни и труду. Этой проблематикой очерченный предмет педагогики как науки.
Предмет педагогики - учебно-воспитательная деятельность, осуществляемая в учреждениях образования людьми, уполномоченными на это обществом.
Воспитание как общественное явление возникло на первых этапах развития общества. Его функции общие для всех общественно-экономических формаций (передача накопленного опыта, необходимых знаний, забота о здоровье, развитие физических сил и т. др.). Но его цели, содержание, формы и методы исторически переменные и определяются условиями жизни и производственной деятельностью взрослых. Тип воспитания зависит от особенностей общественно-исторической формации.
В первобытном обществе воспитание осуществлялось главным образом в процессе труда, в различных обрядах, играх и было направлено на физическое развитие подрастающих поколений, овладение ими трудовых умений и навыков. Воспитание еще не было самостоятельной специфической деятельностью, не существовало тогда и специальных воспитательных учреждений для детей и молодежи. Первый опыт воспитания обобщался в форме жизненных правил, которые старшее поколение передавало младшему. Так, у некоторых народов мальчиков с детства приучали к охоты, рыболовства, а девочек - к домашних работ. В рабовладельческое эпоху знатные и богатые люди получали разностороннее для своего времени воспитание в различных учебно-воспитательных заведениях. Здесь их готовили к тому, чтобы они были способны удерживать завоеванное, то есть были сильными и ловкими, владели оружием, и одновременно могли наслаждаться искусством и науками. Детей рабов готовили к различным видам обслуживающей и тяжелого физического труда.
При феодализме воспитание было сословным. Потомки феодалов получали рыцарское, преимущественно военно-физическое воспитание, для того чтобы с помощью оружия расширять свои владения и держать в повиновении крепостных. Духовенство давало своим детям религиозно-церковное воспитание. Дети крепостных в основном воспитывались в семьях, дети ремесленников профессиональную подготовку проходили сначала в рамках домашнего производства, а впоследствии - в цехах и цеховых школах. Для детей купцов существовали гільдійські школы.
Сейчас каждая страна имеет собственную воспитательную систему, основанную на национальных традициях, на которую влияют уровень развития науки, техники и культуры, политическая система. В общем, в современных демократических обществах воспитание призвано формировать законопослушного индивида, что уважает законы и нормы морали демократического общества, знает свои права и обязанности и ответственно относится к их выполнению.
Следовательно, учебно-воспитательная деятельность, которая осуществляется в обществе на всех этапах его исторического развития, и является предметом педагогики как науки.
Основные категории педагогики.
Как и каждая наука, педагогика имеет свой понятийный аппарат, то есть систему педагогических понятий, выражающие научные обобщения. Эти понятия называют категориями педагогики. К основным категориям педагогики относятся «воспитание», «образование» и «обучение».
Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности.
В педагогике понятие «воспитание» употребляют в широком социальном, в широком педагогическом, узком педагогическом и в предельно узком педагогическом значении.
Воспитание в широком социальном смысле охватывает весь процесс формирования личности происходит под влиянием окружающей среды, жизненных обстоятельств, условий общественного строя. Утверждая, что «воспитывает жизнь», имеют в виду именно это значение понятия «воспитание». Поскольку действительность нередко бывает противоречивой и конфликтной, личность может не только формироваться под влиянием среды, но и деформироваться под воздействием антисоциальных явлений или, наоборот, закаляться в борьбе с трудностями, воспитывать в себе устойчивость при неблагоприятных внешних обстоятельств.
Воспитание в широком педагогическом смысле заключается в формировании личности ребенка под влиянием деятельности педагогического коллектива учреждения образования, которая базируется на педагогической теории, передовом педагогическом опыте.
Воспитание в узком педагогическом смысле - целенаправленная воспитательная деятельность педагога с целью достижения конкретной цели в коллективе учащихся (например, воспитание здорового общественного мнения).
Воспитание в предельно узком смысле рассматривается как организованный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника, направленный на формирование определенных качеств личности, на управление ее развитием.
Истинное воспитание всегда является глубоко национальным по своей сути, содержанию, характеру. «Национальное воспитание, - по мнению украинской писательницы и педагога Софии Русовой (1856-1940), - обеспечивает каждой нации самую широкую демократизацию образования, когда ее творческие силы не будут искалечены, а значит, дадут новые оригинальные, самобытные сокровища ради вселюдного прогресса: оно через уважение к своему народу воспитывает в детях уважение к другим народам...»
Национальное воспитание - воспитание детей на культурно-историческом опыте родного народа, его традициях, обычаях и обрядах, многовековой мудрости и духовности. Оно духовно воспроизводит в подрастающем поколении народ, увековечивает в нем как самобытное, так и общечеловеческое, общее для всех наций. Национальное воспитание тесно связано с етнізацією.
Етнизация- наполнение воспитания национальным содержанием, что обеспечивает формирование у личности национального сознания.
Понятие «национальное воспитание» шире по содержанию, чем понятие «етнизация», ибо оно предполагает формирование у подрастающего поколения не только сугубо национальных черт, но и общечеловеческих.
В процессе воспитания человек, вырастая, формируясь, приобретает качеств, присущих определенной социальной общности, конкретному обществу, и приобщается к общечеловеческим ценностям. Все это свидетельствует о становлении ее как социального субъекта, что является следствием процесса социализации.
Социализация - процесс превращения человеческого существа па общественного индивида, становления его как личности, привлечение к общественной жизни как активной, действенной силы. Понятие «социализация» почти совпадает с понятием «воспитание» в широком социальном смысле.
На определенной ступени общественного развития частью воспитания в широком социальном смысле становится образование.
Образование - процесс и результат усвоения учащимися систематизированных знаний, приобретение умений и навыков, формирования на их основе научного мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.
Основным путем и средством получения образования является обучение, в процессе которого реализуются цели образования.
Обучение - целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся, в процессе которой усваиваются знания, формируются умения и навыки.
В живом педагогическом процессе все педагогические категории взаимосвязаны и взаимообусловлены. Как в широком социальном, так и в широком педагогическом смысле воспитание охватывает обучение и образование. Закономерностью учебного процесса является виховуючий характер обучения.
Сложность и многогранность педагогического процесса обусловлены и многофункциональностью педагогики.
Функции педагогики.
Педагогика как наука выполняет несколько функций.
1. Исследование законов и закономерностей педагогических явлений и процессов.
В педагогике сформулированы следующие главные педагогические законы:
- усвоение подрастающим поколением социального опыта старших поколений как необходимого условия вхождения в общественную жизнь, преемственности поколений, жизнеобеспечения общества, отдельного индивида и развития способностей каждой личности;
- обязательное соответствие содержания, форм, методов обучения и воспитания требованиям развития производственных сил общества;
- неизбежность воспитательных последствий в процессе взаимодействия детей с миром в различных жизненных ситуациях, событиях, процессах, конфликтах;
- формирование детской личности через ее активное самовыражение и самоутверждение в деятельности, общении.
К закономерностей педагогических явлений относятся виховуючий характер обучения; взаимосвязь и взаимообусловленность развития и воспитания; решающее влияние деятельности человека на формирование его личности и др.
2. Теоретическое обоснование содержания, принципов, методов, форм обучения и воспитания.
Эта функция предполагает раскрытие содержания и технологии реализации конкретных принципов обучения и воспитания, использование определенного метода воспитания в зависимости от возраста школьника и др.
3. Изучение передового педагогического опыта и создание на его базе педагогической теории.
Речь идет о выявлении передового и новаторского педагогического опыта педагогических коллективов и отдельных педагогов, условий и причин успешности и эффективности их деятельности, подготовку соответствующих методических материалов, педагогических рекомендаций.
4. Экспериментальные исследования педагогической деятельности.
Цель таких исследований - построение на их основе моделей реформирования педагогической деятельности, внедрение достижений педагогической науки в практику деятельности учреждений образования с целью ее совершенствования.
5. Выработка педагогической техники.
Педагогическая техника - стиль поведения и общения учителя с учениками (как и где учитель должен стоять в классе, как ему следует говорить, жестикулировать и артикулировать и т.д.). Выработке ее способствуют постоянные упражнения, аутотренинг, самоконтроль. Сущность функций педагогики проявляется в практическом направлении процесса обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.
Задача педагогики.
На всех этапах развития главной задачей педагогики была организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с потребностями исторической эпохи, национальных особенностей народа. Это настраивало теоретиков и практиков педагогической дела на разработку оптимальных форм и методов, соответствующего методического оснащения этого процесса.
На современном этапе главными задачами педагогики являются: совершенствование содержания образования; выработка принципиально новых средств обучения и учебного оборудования; модернизация существующих форм и методов обучения и воспитания; оптимизация политехнической подготовки учащихся; демократизация и гуманизация деятельности средней и высшей школ. В основном эти задачи связаны с новыми обще-цивилизационными процессами, характерным среди которых является глобализация, динамичным развитием коммуникативных средств и технологий (информатизация).
Задача современной украинской национальной педагогики раскрыты в «Концепции реформирования педагогической науки в Украинском государстве». На общегосударственном уровне приоритетным направлением педагогических исследований является преодоление кризисной ситуации в области воспитания и обучения подрастающих поколений; выработка стратегии развития образования, современных квалификационных характеристик, новых педагогических технологий; возрождение и развитие системы дошкольного воспитания и общеобразовательной школы; совершенствование профессиональной подготовки специалистов, национальных научных и научно-педагогических кадров.
Приоритетным направлением педагогических исследований отраслевого уровня является реализация государственной политики в области образования и выработка научных основ удовлетворения образовательных потребностей украинского народа. Это предполагает фундаментальные и прикладные творческие поиски по проблемам теории и методики образования, украинского підручникознавства, педагогической деонтологии, школознавства, научной организации педагогического труда, сравнительной педагогики, вузовской педагогики, педагогики украиноведения, педагогики национальных детских и молодежных объединений. Одной из основных задач является возрождение национальной общеобразовательной школы в целом и элитарных заведений (гимназий, лицеев, колледжей) в частности. Актуальными является определение, обоснование и апробирование государственного стандарта общего среднего образования в Украине, разнообразных средств и новых информационных технологий научно-методического обеспечения; повышение эффективности учебно-воспитательного процесса во всех типах учреждений образования. Не меньшее значение имеет создание нового поколения школьных и вузовских учебных программ, учебников и пособий.
Региональный уровень охватывает проблемы местного значения, которые возникают в процессе выполнения педагогической миссии семьей, детскими садами, работы школ и внешкольных учреждений.
Итак, педагогика выполняет разнообразные задачи как на общегосударственном, так и на отраслевом и региональном уровнях, направленные на обеспечение обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.