Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС
Планы-конспекты Для школ с русским языком обучения

ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ

 

УРОК № 67

Тема. Прямое и переносное значение слова

 

Цель: дать понятие прямого и переносного значения слова; формировать навыки правильного словоупотребления; учить замечать и исправлять лексические ошибки; обогащать словарный запас учащихся; развивать память, внимание.

Оборудование: учебник, словари.

ХОД УРОКА

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

2. Словарный диктант-взаємоперевірка.

Задача: подчеркнуть многозначные слова.

Балкон, батарея, кабинет, колокольчик, олень, шестнадцать, линия, пенал, аспирин, полотно, дробь, префикс, крыло, большой, перпендикуляр, земля.

3. Игра «Редактор».

Задача: отредактировать предложения.

В случае познаешь приятеля. Наталья мечтает поступить в институт. Все ученики нашего класса принимали участие в спортивных соревнованиях. Болельщики радостно приветствовали своих кумиров.

 

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

III. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа по учебнику.

1) Упражнение 431.

2) Проработка теоретического материала, с. 188.

3) Работа со схемой (упражнение 432).

2. Беседа с классом.

- Какие слова называются однозначными?

- А какие многозначными?

3. Работа у доски.

Задача: среди представленных словосочетаний найти те, которые употреблены в переносном значении. Составить и записать несколько предложений со словами, употребленными в переносном значении.

Вздыхает ветер, вздыхает мама, вздыхает гром.

Светлые помыслы, светлый день, светлое будущее.

Золотая пора, золотое кольцо, золотая удача.

Острый нож, острый слух, острое слово.

Веселое солнышко, веселый дождик, веселая девочка.

Чистая совесть, чистое небо, чистые руки.

4. Работа по учебнику.

Упражнение 433.

5. Выборочно-распределительный диктант.

Задание: выписать слова в два столбика: в первый - употребленные в прямом значении, во второй - в переносном.

Соломия засмеялась от этих слов, как временами смеются люди от большого счастья. Соломия опустила длинные черные ресницы, которые будто бахромой упали на ее щеки, и покраснела, как маков цвет. Черные брови залисніли против ясного розового неба. Снег падал на окна и густо залепливал стекла как будто белой бумагой. Камыши заснули. Теплая осень упала под ноги. Аня бросила взгляд в окно.

(Из произведений И. Нечуя-Левицкого.)

6. Работа по учебнику.

Упражнение 434.

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Творческое задание.

На основе упражнения 436.

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник, § 52, упражнение 437 или 438.