Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Лекция 10 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ БЕСЕДА КАК ФОРМА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

 

Беседа воспитательного характера

 

Индивидуальная беседа нередко используется как средство воздействия не только в семье, школе, вузе, но и в деловой жизни человека.

Чаще всего такие беседы происходят при знакомстве людей. Нередко проводятся беседы учебной направленности (например, руководителя с новым работником). Как правило, они не вызывают озабоченности, а наоборот, доставляют удовольствие, потому что имеют творческий характер.

Более сложными являются беседы с людьми, которые имеют определенные трудности в поведении или в характере. Чаще всего их цель - получить и проанализировать информацию о плохих, с точки зрения других людей, поступки, межличностные конфликты. Во время таких бесед, имеющих, как правило, воспитательный характер, взаимодействуют две личности, которые должны ценить достоинство одно одного, несмотря на неповторимость и уникальность каждого. Для успешного проведения таких бесед обязательно нужны высокий уровень моральной и психологической культуры общения, знания общей и социальной психологии.

Иногда во время беседы воспитательного характера хочется повлиять на собеседника, стимулировать его поведения за готовым рецептом. Иногда именно так и нужно действовать. Однако следует знать, что почти все люди, даже маленькие дети, не хотят быть объектами воспитания, влияния, тем более манипуляции. Если они это почувствуют, беседа вряд ли будет успешной. В то же время даже дети становятся заинтересованными партнерами в общении, если они испытывают к себе внимание и уважение.

Лучше такую беседу проводить в неофициальных условиях - дома, на прогулке, на отдыхе и т.д. Но ничто не должно отвлекать внимание собеседников, а беседа должна быть непринужденной. Главное, чтобы не было формализма, нотаций, менторства, запугивания. Если в человека возникает чувство страха, лучше она не становится. К собеседнику, который пытался повлиять на нее таким образом, сформируется негативная установка.

Как лучше высказать свои замечания, претензии, требования и как помочь другому человеку что-то изменить в себе? Встретившись с ней, прежде всего желательно поговорить об общих интересах, поинтересоваться ее делами, где она достигла успеха, отметить добрые поступки, в конце концов, сказать что-то о ее неповторимую личность. Чаще всего такое начало будет способствовать установлению контакта, однако следует помнить, что люди имеют определенную интуицию, которая помогает им различать добро и зло, искренность и ложь. На любовь человек чаще всего отвечает любовью, на доверие - доверием. Если она почувствует неискреннее отношение к себе, то может среагировать на это очень негативно.

Установив контакт, желательно постепенно и спокойно перейти к обсуждению конкретного факта, который вызвал обеспокоенность. Важно обратить внимание на те чувства, которые этот факт пробуждает в других. Нельзя навешивать ярлыки. Следует говорить не о личности в целом (“Ты всегда...”, “Лентяй есть лентяй...”, “Ты никогда...”), а о конкретном поступке человека.

От человека не нужно требовать того, что она не в состоянии на данном этапе сделать. Предложения относительно нее должны быть конструктивными. Дело в том, что человек может повторить негативный поступок, и тогда ее вера в себя пошатнется еще больше. Фразы вроде “Ты же не хулиган”, “Ты не дурак”, “Ты не скупой” ей не помогут. Специалисты по нейролингвистическому программирование (NLP) считают, что они, наоборот, натолкнут человека на мысль, что ее должны именно за хулигана, дурака, скупого и др. Люди в этом случае, как правило, прибегают к психологической защиты, а также обращаются к своему опыта и эмоций, которые с ним связаны. Они сначала не реагируют на долю “не”, слышат только слова “хулиган”, “дурак” и др.

Желательно не навязывать собеседнику свои советы, а оценку его поступкам давать только в крайнем случае. Разговор надо вести так, чтобы человек сам сделал надлежащий вывод или попросила дать ей совет, как действовать в подобных ситуациях.

И, наконец, важно закончить беседу на оптимистической ноте, выразить свою веру в человека, в его личность, совместно наметить систему перспективных линий ее развития, положительных изменений. Желательно сформировать чувство “мы” как объединение двух людей, которые желают добра друг другу. Только после этого можно строить совместный прогноз и принимать решения.

Успешное использование беседы повышает моральную культуру человека, его психологический уровень, способствует достижению успеха в деловой жизни.

 

Висновки

 

• Беседа во всех ее видах (ритуальная, глубинно-личностная и деловая) является уникальной формой установления контакта между людьми, их взаимопонимания и взаимодействия.

• Распространенной ошибкой, что приводит к неудаче во время беседы, является жесткая ориентация на окончательный результат и давление на партнера.

• Прежде чем начинать беседу, надо хорошо обдумать свое поведение на всех ее этапах: при установлении контакта, во время ориентации, при обсуждении проблемы и принятии решения, а также при завершении контакта.

• Время, затраченное на усвоение правил и приемов ведения индивидуальной беседы, обязательно принесет пользу в решении многих проблем.

• Успех индивидуальной деловой беседы зависит от уровня моральной и психологической культуры общения каждого собеседника.

 

Список использованной и рекомендуемой литературы

 

1. Атватер И. Я Вас слушаю... (Советы руководителю, как правильно слушать собеседника): Сокр. пер. с англ. - М., 1984.

2. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. - М., 1989.

3. Курс практической психологии. Для учреждения высшего управленческого персонала: Учеб. пособие. - Ижевск, 1995.

4. Лозиця В. С. Психология менеджмента. - К., 1997.

5. Лунева О. В., Хорошилова Е. Л. Психология делового общения.- М., 1987.

6. Макаров С. Ф. Менеджер за работой. - М., 1989.

7. Мицич П. Как проводит деловые беседы: Пер. с серб.-хорв. - М., 1987.

8. Феофилов Л. Г. Умеете ли вы себя вести?- К., 1990.

9. Формановская Н. Ы. Вы сказали “Здравствуйте!”. - М., 1989.

10. Фромм Э. Иметь или быть?: Пер. с англ. - М., 1990.

11. Чмут Т. К., Чайка Г. Л. Культура общения как путь к успеху в бизнесе. Успех начинается с контакта в общении // Банковское дело.- 1996.- № 2.