5. Психология индивидуальности
5.3. Способности
Вопрос. Задача
1. Какая связь существует между способностями и знаниями, навыками и умениями?
2. Влияют врожденные задатки на будущие способности человека?
3. Почему ярко выраженные способности у ребенка нередко исчезают с пиком?
4. Какие особенности способностей проявлялись в том, что гениальный Эйнштейн часто забывал день рождения своих детей?
5. Чем можно объяснить, что гениальные люди не всегда были признаны за их жизнь?
6. Прокомментируйте высказывание «Талант делает то, что может, а гений - то, что должен».
7. Чем отличаются между собой одаренность, талант и гениальность?
8. Объясните, можно ли по результатам выполненной деятельности судить о способностях человека.
9. Определяют врожденные задатки вид будущих специальных способностей?
10. Прочитайте притчу и объясните, какими должны быть условия, чтобы человек мог развить свои задатки и превратить их в способности:
«Очень любознательный человек хотел выяснить, кто был самым выдающимся полководцем всех времен и народов. Ему сказали, что лучший уже умер и вознесся на небо. Возле райских ворот мужчина обратился к апостолу Петру с просьбой помочь в поисках. Апостол указал на душу, которая стояла неподалеку.
- Извините, этого человека я знал в земной жизни. Он был сапожником.
- Правильно. Но если бы он стал полководцем, то, без сомнения, превзошел бы всех».
Литература
Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд// Вопросы психологии. - 1995. - № 1.
Артемьева Т. Ы. Методологический аспект проблемы способностей. - М„1977.
Барков В. И., Тютюнников А. М. Как определить творческие способности ребенка. - К., 1991.
Гильбух Ю. 3. Умственно одаренный ребенок. - К., 1993.
Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - М., 1995.
Общая психология/ О. Скрипченко, Л. Долинская, 3. Огороднийчук и др. - К., 1999.
Коленце Г. Г. Индивидуально-психологические особенности исследовательских способностей старшеклассников// Научные записки ТДПУ. - Серия 3. Педагогика и психология. - № 3. - Тернополь, 1997.
Костюк Г. С. Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности. - К., 1989.
Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. - *М„ 1968.
Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. - М., 1971.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1989.
Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М„ 1961.
Психологические знания нужны каждому человеку на всех этапах его жизни. Прежде всего они необходимы для более глубокого познания себя, своих потенциальных возможностей, а также понимание других людей. Они помогают человеку правильно организовывать работу над собой. На этих знаниях основывается познание смысла жизни и понимания тех сложных социально-психологических проблем, которые стремится решить общество.
Изучение психологии необходимое для профессионального роста, овладения новой техникой, налаживание гармоничных отношений в трудовом коллективе, формирование в нем должного морально-психологического климата. О ее важности свидетельствует решение ЮНЕСКО объявить XXI век веком психологии.
Без знания психологических особенностей становления и развития личности невозможно воспитывать подрастающее поколение. Поэтому психология является основой для освоения педагогики.