5. Психология индивидуальности
5.3. Способности
5.3.5 Одаренность и талант
Индивидуальные особенности в способностях проявляются в том, к чему особенно способный человек и как реализуются в нее способности.
Одаренность.
Сейчас одаренность трактуется как сложное и многозначное понятие. Так, одни ученые одаренность рассматривают как общие способности, которые предопределяют широкие возможности для различных видов деятельности, другие - совокупность задатков, которые являются своеобразными природными предпосылками способностей. Иногда дым термином обозначают индивидуальную характеристику познавательных возможностей и способностей к учения. Чаще всего этот термин используют при характеристике детей.
Одаренность - высокий уровень развития общих и специальных способностей, что является предпосылкой творческих достижений.
Существует несколько типов индивидуальной одаренности: рационально-мислительний - необходим ученым, политикам, экономистам; образно-художественный - дизайнерам, конструкторам, художникам, писателям; рационально-образный - историкам, философам, учителям; эмоционально-чувственный - режиссерам, литераторам и т.д.
Одаренные дети - дети, которые рано проявляют определенные способности и в своем развитии намного опережают своих ровесников. Так, русский композитор Николай Римский-Корсаков уже с двухлетнего возраста хорошо различал музыкальные мелодии. Моцарт в три года играл на клавесине, а в четыре начал писать музыку. Рано оказался малярный и поэтический талант и у Шевченко. Русский поэт Александр Пушкин писал стихи в девять лет, а Леся Украинка (1871 -1913) в тринадцать печатала свои стихи.
Уже в раннем возрасте одаренным детям свойственна повышенная познавательная активность, которая обеспечивает самопроизвольное познания окружающего мира. Они являются настоящими маленькими тружениками, которые испытывают удовлетворение от труда. Однако эта категория детей неоднородна. Среди них есть дети с ускоренным умственным развитием, с ранней умственной специализацией и с некоторыми признаками незаурядных способностей.
Одаренные дети с ускоренным умственным развитием (вундеркинды) часто уже в два-три года обнаруживают большую умственную активность. Они рано учатся читать и считать, более эрудированные сверстников, в школе быстрее усваивают материал, а поэтому заканчивают ее раньше, чем ровесники.
Одаренные дети с ранней умственной специализацией имеют повышенный интерес к определенной отрасли знаний. В основном заметен он в подростковом возрасте. Одаренные дети с некоторыми признаками незаурядных способностей не выделяются среди сверстников высокими успехами в учебе. Однако в них очень хорошо развиты некоторые познавательные процессы (память, воображение, наблюдательность), что является потенциальными признаками одаренности и которые впоследствии могут развиться в специальные способности.
Изучение одаренных детей позволило установить существенные признаки, которые образуют структуру умственной одаренности. К ним относятся:
- большая внимательность и собранность, постоянная готовность к напряженной работе;
- перерастания готовности к работе в наклон, любовь к труду, потребность.
- скорость мыслительных процессов, повышения способности к анализу и обобщения, высокая продуктивность умственной работы.
Специфика одаренности каждого ребенка заключается в направленности интересов. Дальнейшее развитие способностей ребенка происходит в конкретной деятельности.
Талант.
Высшее проявление развитых способностей нередко называют талантом.
Талант (гр. talanton -- вес, мера, уровень способностей) - сочетание высоко-развитых специальных способностей, которое дает человеку возможность создавать такие продукты деятельности, которые выделяются своей новизной, совершенством и имеют высокую общественную значимость.
Ни одна отдельно взятая способность не может быть талантом, даже если она ярко выражена и имеет высокий уровень развития.
Как и способности, талант являются лишь возможностью для приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве, а творческие достижения зависят от общественно-исторических условий жизни людей. Чтобы достичь высокого мастерства, необходимо много работать. Талант проявляется только в упорном творческом труде. Люди, которые достигли высокого уровня мастерства и всемирного признания, были титанами труда. Так, английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин (1809-1882) более 30 лет собирал научные материалы для своей книги «Происхождение видов». Американский ученый Томас Эдисон (1847 - 1931), работая над созданием электрической лампочки, провел до 6000 опытов только над обвугленням нити накаливания. Французский писатель Оноре де Бальзак (1799-1850) по 12 и более раз переписывал свои произведения.
В основном талантливые люди имеют не одну, а несколько высоко-развитых способностей. Например, Николай Амосов (1913-2002) был выдающимся хирургом, кибернетиком и писателем. Основой его успеха стала систематическая, творческая и напряженная работа. Ведь именно в ней чаще всего возникают моменты творческого подъема, которые называют вдохновением, именно в таких состояниях талантливые люди достигают небывалых успехов своей деятельности. Русский художник Илья Репин (1844-1930) утверждал, что вдохновение - это награда за каторжный труд. Русский композитор Петр Чайковский (1840-1893) отмечал, что вдохновение - это такой гость, который не любит посещать ленивых.
Пробуждение таланта зависит не только от упорного и систематического труда индивида. Оно обусловлено потребностями общества. То, какие именно способности будут иметь самые благоприятные условия для своего полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед определенным сообществом.
Гениальность.
Гениальность - сочетание талантов, реализуя которые, личность оставляет большой след в истории человечества.
Гениальность (лат. genialis- свойственный гению, плодовитый) - высшая степень развития способностей, что проявляется в творческой деятельности, результаты которой имеют историческое значение.
Талантливые люди отличаются от гениальных величием и общественной значимости проблем, которые они решают. Гений - очень редкое явление. Выражая потребности общества, он творит самостоятельно и оригинально, ища ответы на такие вопросы, которых другие люди часто не замечают. Своей деятельностью гений способствует прогрессивному развитию всего общества.
Такую роль в истории отечественной науки и культуры сыграло творчество М. Ломоносова, А. Пушкина, Т. Шевченко, Д. Менделеева, И. Павлова и др. Гениям свойственна необычайная творческая активность, бережное отношение к культурным ценностям прошлого и вместе с тем - решительное преодоление устаревших взглядов и традиций. Они осознают быстрее других людей самые актуальные проблемы своего времени и силой своего разума находят новые пути их решения.
Гении есть и титанами труда. Т. Эдисон утверждал, что гений - это 1 процент таланта и 99 процентов труда. Подобную мысль высказывал Л. Толстой.
Итак, способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются на основе задатков под влиянием внешних условий в процессе взаимодействия человека с навколишнімсередовищем. Как индивидуально-психологические особенности они не могут быть противопоставлены другим свойствам личности - качествам ума, особенностям памяти, эмоциональным свойствам и т.д.