Урок 67
Тема. Изменение глаголов с существительными по образцу «один - много». Произношение и написание слова жаворонок. Учебное аудирование («Волохань»)
Цель: развивать умение изменять слова по образцу «один - много»; закреплять навыки распознавать глаголы по вопросам; учить устанавливать синтаксические связи глаголов с существительными; научить произносить и писать слово жаворонок; учить понимать текст с одного прослушивания; воспитывать уважение к традициям украинского народа.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания (упражнение 9)
- Прочитайте выразительно стихотворение и скажите, кому благодарят люди. (Хлеборобам, кузнецам, строителям, писателям, учителям)
- В каких строках говорится о писателях? (Пишут книги нам читать.)
- А об учителях? (Школ науку нам дают.)
- А о хлеборобах? (В поле идут пахать.)
- А о кузнецов? (Плуги крепкие куют.)
- А о строителях? (Строят теплые дома.)
- Какие названия действий вы выписали? Прочитайте, ставя к ним вопросы. (Идут (что делают?), пахать (что делать?), куют (что делают?), строят (что делают?), пишут (что делают?), читать (что делать?), дают (что делают?).)
- Какие слова вы подчеркнули? (Пахать, читать - что делать?)
2. Поисковая работа
- На доске записаны столбики слов. Свяжите их попарно и запишите предложение.
- Почему именно так вы объединили слова? (Потому что говорится о людей и род их занятий.)
- На какие вопросы отвечают слова, которые называют действия людей? (Что делает? что делают?)
- Почему мы задаем разные вопросы? (Когда говорим об одном человеке, задаем вопрос что делает?, а когда действие многих - что делают?)
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы убедимся в этом, наблюдая, как меняются слова - названия действий со словами - названиями предметов. Также научимся правильно произносить и писать слово жаворонок.
IV. Работа над изучением нового материала
1. Коллективная работа с учебником (упражнение 10)
- Запишите, дополнив правый столбик по образцу. (Кузнецы (что делают?) куют. Ученики (что делают?) пишут. Спортсмены (что делают?) плывут. Жаворонки (что делают?) поют.)
- Устно распространите предложение другими словами. (Кузнецы куют подковы лошадям. Ученики пишут диктант. Спортсмены плывут брассом. Жаворонки поют высоко в небе.)
- Обратите внимание на написание слова спортсмен. Подумайте, из каких слов оно образовалось. (По-английски - спортивный мужчина.)
2. Словарная работа
- Обратите внимание на написание слова жаворонок. Еще раз произнесите его. Что вам известно про эту птичку? (Рассказ учителя)
- Еще раз прочитайте слово жаворонок и запомните, как оно пишется. Составьте с этим словом предложение, запишите. (Жаворонок поднялся высоко в небо.)
3. Самостоятельная работа (упражнение 11)
- Прочитайте текст. О чем в нем рассказывается? (О воспитании мальчиков и девочек)
- Расскажите, к чему вас учат в семьях? (Мыть посуду, убирать после себя, выносить мусор, чистить обувь...)
- Найдите в тексте слова - названия действий. На какие вопросы они отвечают? (Что делали? - Воспитывали, мать, выполняли, перенимали, прививались, учились)
- Измените эти слова так, чтобы они отвечали на вопрос что делал? Запишите их. (Что делал? - Воспитывал, имел, выполнял, перенимал, прививался, учился.)
4. Физкультминутка
V. Учебное аудирование. Проверка умений аудіативних
«Волохань» (Дівакова И. Аудирование на уроках чтения во 2-4 классах. Издание второе, переработанное. - Тернополь: Учебники и пособия, 2003. - 48 с. - с. 7.)
1. Слушание текста
2. Тестирование
3. Проверка работы
VI. Итог урока
- Что нового вы узнали о слова - названия действий?
- На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают действие одного предмета?
- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие действие нескольких предметов?
VII. Домашнее задание с инструктажем
Упражнение 15.