Урок 68
Тема. Наблюдение за ролью глаголов в речи. Выразительное чтение и пересказ отрывка из сказки «Коза-дереза»
Цель: учить находить в текстах глаголы, уместно их использовать; продолжить выяснять роль глаголов в речи; совершенствовать навыки выразительного чтения в работе парами; развивать диалогическую речь учащихся; обогащать активный словарь учащихся; прививать любовь к устному народному творчеству своего и других славянских народов.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания (упражнение 15)
- Кто как передвигается? (Улитка ползает. Птичка летает. Рыбка плавает. Зайчик прыгает. Волк бегает.)
- Какое предложение по схеме вы построили? (Рыбка плавает, а зайчик прыгает.)
2. Игра «Голоса животных»
- На доске написаны названия животных. Надо дописать, как они подают голоса.
Собака ... (лает).
Конь ... (ржет).
Курица ... (кудахчет).
Петух ... (кукарекает).
Корова ... (мычит).
Коза ... (мычит).
Сорока ... (стрекочет).
Воробей ... (чирикает).
Ласточка ... (щебечет).
Голубь ... (туркоче).
Свинья ... (хрюкает).
Лягушка ... (квакает).
- Выигрывает тот, кто правильно выполнит это задание.
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы будем наблюдать за ролью слов - названий действий в речи, выразительно читать и пересказывать отрывки из сказки «Коза - дереза», обогащать свой активный словарный запас.
IV. Работа над изучением нового материала
1. Коллективная работа с учебником (упражнение 17)
- Прочитайте текст. Что сказал космонавт о труде и о знании? (Чтобы получить знания, нужно хорошо поработать.)
- Какое правило советует Павел Попович понять с первых дней? (Знать как можно больше!)
- Составьте звуковую модель слова труд:
- Спишите текст и подчеркните названия действий в двух первых предложениях. (Любил, пас, помогал, работать)
2. Физкультминутка
3. Выразительное чтение и пересказ отрывка сказки «Коза-дереза»
Работа парами.
- Послушайте отрывок из сказки «Коза-дереза».
- Сначала самостоятельно поучитесь выразительно его прочитать.
- Попробуйте вдвоем рассказать отрывок из сказки.
- Та пара, которая считает, что выполнила это задание старательно и хорошо знает всю сказку про козу-дерезу, продемонстрирует свое умение пересказывать вдвоем.
- Спишите слова козы и подчеркните те слова, которые отвечают на вопрос что сделаю? (Сколю, затопчу, сугроба)
V. Закрепление изученного материала
1. Творческая работа «Поставь глаголы»
- На доске написан текст болгарской народной сказки с пропущенными словами - названиями действий.
Один отец старшего сына на огород_____________ картофель. _____________ сын лопату, мешок и_____________. Вслед за ним_____________ меньший брат_____________ на огород и вместо работы стали_____________ сказки. Немного погодя к ним_____________ отец.
- Как_____________? - _____________ он.
- Никак, - _____________ старший брат.
- А ты как? - _____________ меньшего сына.
- _____________ старшему, - ответил тот, - ибо не_____________, что_____________ брат.
- Хорошие рабочие! - _____________ отец. - Один ничего не_____________, а второй ему_____________.
- Придумайте и запишите на розданных полосках бумаги все пропущенные слова - названия действий. (Послал, копать, взял, пошел,пошел, пришли, рассказывать, пришел, работаете, спросил, промямлил, спросил, помогаю, знал, скажет, произнес делает, помогает)
- Теперь я буду читать каждое предложение полностью, а вы будете отдавать мне только те полоски, на которых написаны правильные слова.
- Чему учит сказка? (Не бездельничать, а трудиться.)
VI. Итог урока
- Что показалось самым интересным на уроке?
- Что нового вы запомнили сегодня?
- Каким правилом следует пользоваться в жизни? (Знать как можно больше!)
VII. Домашнее задание с инструктажем
Упражнение 18.