Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 2 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 66

Тема. Роль глаголов (без употребления термина) в речи. Связь глаголов с существительными в предложении. Дополнение текста. Произношение и написание слов ковер, зонтик

 

Цель: закрепить знания о словах, называющих действия предметов; научиться правильно произносить и писать слова ковер, зонтик; развивать наблюдательность, трудолюбие, уважение к народному творчеству.

ХОД УРОКА

I. Врганізаційний момент

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Проверка домашнего задания (упражнение 5)

- О чем была загадка? (Про коньки)

- Поставьте вопрос к названиям действий. (Что делают? - Крешуть, режут, оставляют)

- Измените эти слова так, чтобы они отвечали на вопрос что делает? (Что делает? - Высекает, режет, оставляет)

 

III. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы выясним, могла бы существовать наша речь без слов - названий действий и как эти слова зависят от слов - названий предметов. Также научимся правильно произносить и писать слова ковер, зонтик.

 

IV. Работа над изучением нового материала

1. Минутка чистопису

- Запишите каллиграфически строка:

рл ек ла испекла.

- Подберите слова с каждым буквосочетаниями. (Терла, Рекс, ласковый)

- Устно составьте с одним из них предложение. (Рекс - наш верный пес.)

2. Коллективная работа с учебником (упражнение 6)

- Прочитайте стихотворение.

- Почему у бобра добра много»? (Потому что он дни и ночи охотно делал: сеял, веял, косил, молотил.)

- Выпишите названия действий. Найдите среди них четыре слова с одинаковым количеством звуков. (Делал, косил, сеял, веял, молотил)

- Составьте звуковую модель слова сеял: = О = О _

- Как вы понимаете пословицу?

• Как посеешь, так и имеешь.

• Кто как делает, так и родит.

3. Игра «Рассекречивания шифрувальника» (упражнение 7)

Словарная работа.

- Дополните текст, заменяя рисунки словами так, чтобы они связывались с другими словами в предложениях.

- А теперь выпишите названия действий, которые отвечают на вопрос что сделала? (Поломалась, вытерла, испекла)

- С какими словами в предложении они связаны? (Поломалась зонтик, вытерла пыль, вытерла Наташенька, испекла мама, испекла пирог)

- Зонтик, дети, было изобретено в Древнем Китае. Первоначально она изготавливалась из натурального шелка и защищала только от палящего солнца. А впоследствии создали материал, который не пропускает воду. Теперь мы используем зонтик, в основном, для защиты от дождя.

Поэтому еще раз прочитайте в рамочках слова ковер, зонтик и запомните их написание.

4. Физкультминутка

 

V. Закрепление изученного материала

Самостоятельная работа по вариантам (упражнение 8)

- Прочитайте предложение и скажите, сколько их. (Два)

- Установите связи между словами в предложениях.

I вариант - первое предложение;

Землю красит солнце.

Солнце (что делает?) красит; красит (что?) землю

 

II вариант - второе предложение.

Человека красит труд.

Труд (что делает?) красит; красит (кого?) человека

(Двое учащихся выполняют это задание на доске.)

- С какими словами связаны слова, называющие действие предмета? (Солнце, землю; человека, труд)

- Что они называют? (Предметы)

- Какой вывод из этого можно сделать? (Слова - названия действий в предложении связываются со словами - названиями предметов.)

- Давайте объединим эти два предложения в одно с помощью слова. Прочитайте образованное предложения. (Землю красит солнце, а человека красит труд.)

- Какое слово повторяется в образованном предложении? (Красит)

- Опустите это слово во второй части предложения и запишите образованное. Перед а поставьте запятую.

- Еще раз прочитайте и запомните пословицы. (Землю красит солнце, а человека - труд.)

 

VI. Итог урока

- Что нового вы узнали о слова - названия действий? (Слова - названия действий в предложениях зачастую связываются со словами - названиями предметов).

Приведите примеры.

- Правописание каких слов сегодня запомнили? (Ковер, зонтик)

- Составьте с ними предложения. (Китайцы изобрели зонтик от солнца. В моей комнате большой пушистый ковер.)

 

VII. Домашнее задание с инструктажем

Упражнение 9.