Урок 66
Тема. Роль глаголов (без употребления термина) в речи. Связь глаголов с существительными в предложении. Дополнение текста. Произношение и написание слов ковер, зонтик
Цель: закрепить знания о словах, называющих действия предметов; научиться правильно произносить и писать слова ковер, зонтик; развивать наблюдательность, трудолюбие, уважение к народному творчеству.
ХОД УРОКА
I. Врганізаційний момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Проверка домашнего задания (упражнение 5)
- О чем была загадка? (Про коньки)
- Поставьте вопрос к названиям действий. (Что делают? - Крешуть, режут, оставляют)
- Измените эти слова так, чтобы они отвечали на вопрос что делает? (Что делает? - Высекает, режет, оставляет)
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы выясним, могла бы существовать наша речь без слов - названий действий и как эти слова зависят от слов - названий предметов. Также научимся правильно произносить и писать слова ковер, зонтик.
IV. Работа над изучением нового материала
1. Минутка чистопису
- Запишите каллиграфически строка:
рл ек ла испекла.
- Подберите слова с каждым буквосочетаниями. (Терла, Рекс, ласковый)
- Устно составьте с одним из них предложение. (Рекс - наш верный пес.)
2. Коллективная работа с учебником (упражнение 6)
- Прочитайте стихотворение.
- Почему у бобра добра много»? (Потому что он дни и ночи охотно делал: сеял, веял, косил, молотил.)
- Выпишите названия действий. Найдите среди них четыре слова с одинаковым количеством звуков. (Делал, косил, сеял, веял, молотил)
- Составьте звуковую модель слова сеял: = О = О _
- Как вы понимаете пословицу?
• Как посеешь, так и имеешь.
• Кто как делает, так и родит.
3. Игра «Рассекречивания шифрувальника» (упражнение 7)
Словарная работа.
- Дополните текст, заменяя рисунки словами так, чтобы они связывались с другими словами в предложениях.
- А теперь выпишите названия действий, которые отвечают на вопрос что сделала? (Поломалась, вытерла, испекла)
- С какими словами в предложении они связаны? (Поломалась зонтик, вытерла пыль, вытерла Наташенька, испекла мама, испекла пирог)
- Зонтик, дети, было изобретено в Древнем Китае. Первоначально она изготавливалась из натурального шелка и защищала только от палящего солнца. А впоследствии создали материал, который не пропускает воду. Теперь мы используем зонтик, в основном, для защиты от дождя.
Поэтому еще раз прочитайте в рамочках слова ковер, зонтик и запомните их написание.
4. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
Самостоятельная работа по вариантам (упражнение 8)
- Прочитайте предложение и скажите, сколько их. (Два)
- Установите связи между словами в предложениях.
I вариант - первое предложение;
Землю красит солнце.
Солнце (что делает?) красит; красит (что?) землю
II вариант - второе предложение.
Человека красит труд.
Труд (что делает?) красит; красит (кого?) человека
(Двое учащихся выполняют это задание на доске.)
- С какими словами связаны слова, называющие действие предмета? (Солнце, землю; человека, труд)
- Что они называют? (Предметы)
- Какой вывод из этого можно сделать? (Слова - названия действий в предложении связываются со словами - названиями предметов.)
- Давайте объединим эти два предложения в одно с помощью слова. Прочитайте образованное предложения. (Землю красит солнце, а человека красит труд.)
- Какое слово повторяется в образованном предложении? (Красит)
- Опустите это слово во второй части предложения и запишите образованное. Перед а поставьте запятую.
- Еще раз прочитайте и запомните пословицы. (Землю красит солнце, а человека - труд.)
VI. Итог урока
- Что нового вы узнали о слова - названия действий? (Слова - названия действий в предложениях зачастую связываются со словами - названиями предметов).
Приведите примеры.
- Правописание каких слов сегодня запомнили? (Ковер, зонтик)
- Составьте с ними предложения. (Китайцы изобрели зонтик от солнца. В моей комнате большой пушистый ковер.)
VII. Домашнее задание с инструктажем
Упражнение 9.