Лекция 10 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
БЕСЕДА КАК ФОРМА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Правила этикета, которых надо
соблюдать во время бесед с клиентами
Если руководитель организации или ее
менеджер договариваются о встрече с клиентом, важно помнить, что она может
перерасти в дальнейшую совместную деятельность не только через взаимный экономический
интерес, но и благодаря впечатлению, которое они произведут на собеседника. Это
впечатления формируют репутация, манеры и соблюдение общепринятых правил
этикета:
• назначая встречу, надо четко
договориться о дате и время,
сообщить клиенту, как
лучше до вас добраться;
• секретарша должна знать об этой
встреча, знать имя клиента для того, чтобы встретить его, а в случае необходимости -
заказать пропуск;
• стоит обустроить место, где клиент
сможет раздеться, там обязательно должно быть зеркало (если внешний вид в
порядке, клиент будет чувствовать себя свободнее);
• беседу надо начать точно в назначенное время;
• увидев клиента, следует
встать, пожать ему руку,
предложить удобное
место;
• надо иметь перед собой информацию
о должность, имя и отчество клиента (его визитку). Такой же информацией
следует обеспечить клиента;
• обязательно заранее надо
знать тему встречи;
• часы в кабинете должно быть
расположен так,
чтобы его хорошо видели
как хозяин, так и клиент. Это даст возможность беречь время;
• меньше говорите, больше
слушайте собеседника (в пропорции 40 : 60). Это даст возможность лучше его
понять;
• если вы приняли предложение
клиента, нужно ему об этом сказать и договориться о том, как в дальнейшем будут развиваться
ваши деловые отношения;
• если вы сомневаетесь сразу принять
решение о предложении клиента, следует ему сказать, что вам нужен для этого
некоторое время. Надо договориться, когда и в какой форме будет дан окончательный
ответ;
• если предложение клиента вас не
устраивает, сразу ему об этом скажите. Это сэкономит его и ваше время в
будущем;
• прощаясь с клиентом, надо
придерживаться общепринятых правил этикета: встать из-за стола, подать руку,
провести к выходу, сказать ему добрые слова, пожелать успехов в делах и выразить надежду на будущее
сотрудничество. Этим вы не только подчеркнете свое уважение к нему, но и
поддержите свой авторитет и репутацию.