Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

5. Психология индивидуальности

5.3. Способности

5.3.4 Задатки и способности

Ребенок рождается на свет без психических свойств, а лишь с возможностью их приобретения. В процессе взаимодействия с окружающей природной и общественной средой, которая происходит в различных видах деятельности, выявляются индивидуально-психологические качества и особенности мыслительной деятельности.

Однако ученые не проявляют единодушия во взглядах относительно прижизненного формирования способностей. Одни из них считают, что в этом процессе ведущую роль играет социальный фактор, а именно, определенный способ организации деятельности. Другие придерживаются мнения, что оно основывается на психологических закономерностях, которые проявляются в деятельности, но зависят от наследственности. Обе точки зрения сходятся на том, что способности формируются в деятельности человека. Но если первая подчеркивает роль социального фактора, то вторая признает большое значение биологического.

Научная психология выступает против подчеркивание абсолютной зависимости способностей человека от врожденных биологических особенностей. В то же время ученые вовсе не отрицают врожденности задатков.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, что является естественной основой для развития способностей человека.

Как природные наследуемые особенности человека они имеют важное значение для развития способностей, но не определяют их. Если человек даже с самыми выдающимися задатками не будет заниматься определенной деятельностью, способности у нее не разовьются. Задатки многозначны, т.е. на основе одних и тех же задатков могут формироваться различные способности в зависимости от интересов индивида и сферы его деятельности.

Разделяют задатки на два вида. Задатки первого вида влияют на содержательный аспект способностей, второго - лишь облегчают или затрудняют их развитие. К задатков второго вида относятся типологические свойства нервной системы.

Роль задатков в формировании способностей еще далеко не выяснена. Однако уже нынешний уровень знаний о строении и функции мозга дал возможность отбросить некоторые необоснованные предположения. Так, не подтвердилась гипотеза Ф. Галля о четкой локализации способностей в различных участках мозга. Не выдержали проверки практикой и предположение о зависимости задатков от размеров мозга, его массы или количества извилин в нем. Так, при средней массы мозга взрослой люди 1400 граммов мозг русского писателя Ивана Тургенева (1818-1883) имел массу 2012, английского поэта Джорджа-Ноэла-Гордона Байрона (1788 - 1824) - 1800, французского писателя АнатоляФранса (1844-1924) - всего 1017 граммов. А самый тяжелый мозг обнаружили в одной умственно отсталого человека.

Самыми производительными сейчас есть гипотезы, которые связывают задатки с дифференциальными особенностями нервных процессов (силой, уравновешенностью, подвижностью) и с парциальными (частичными) особенностями нервной системы, то есть со своеобразием типологических свойств, которые проявляются в одних индивидов в зрительной, вторых - в слуховой, третьи - в двигательной сферах. Поэтому логично предположить, что задатки как специфические морфологические и функциональные структуры подчинены общим биологическим законам и наследуются. Однако это вовсе не означает, что способности наследуются.

Проблема наследования способностей пытался решить Ф. Гальтон. В 1869 г. в книге «Наследственность таланта» он опубликовал результаты своих многолетних исследований многих поколений (трехсот семей) известных судей, государственных деятелей, полководцев, писателей и музыкантов. Ученый пришел к выводу, что таланты передаются по наследству. Однако его выводы не содержат убедительной аргументации о наследовании способностей судьями, государственными деятелями, полководцами и писателями. Вместе с тем было установлено, что в семье известного немецкого композитора Иоганна-Себастьяна Баха (1685-1750) в течение 250 лет (1550-1800) было 57 музыкантов, из которых 20 - выдающихся, в роду австрийского композитора Вольфганга-Амадея Моцарта (1756-1791) - 5 музыкантов и др. Видимо, это было обусловлено наследованием определенных задатков и общественными условиями, которые способствовали развитию музыкальных способностей.

Анализ соотношения задатков и способностей показывает, что, хотя развитие способностей зависит от природных предпосылок, которые являются различными, однако способности - это не дар природы, а продукт национальной и мировой истории. Осваивая достижения национальной и мировой культуры, личность формирует свои способности. их проявление непосредственно предопределяют методы и способы формирования знаний и умений, которые исторически сложились в обществе.