Урок 65
Тема. Слова, которые называют действия предметов. Составление предложений по рисункам. Произношение и написание слов кататься на коньках, каток, коньки
Цель: ознакомить учащихся с лексическим значением слов, отвечающих на вопросы что делать? что сделать?; формировать умение узнавать среди других частей речи слова, которые называют действия предметов; обогащать словарный запас учащихся; научить правильно произносить и писать слова кататься на коньках, каток, коньки; развивать умение составлять предложения по рисунку; воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду.
ХОД УРОКА
I. Врганізаційний момент
II. Подготовка к изучению нового материала
Рассказ учителя.
- Мои старшие ученики ходили на зимних каникулах в поход. Погода выдалась переменчивой, непредсказуемой. Но больше всего их удивили выкрутасы снега. Что он выделывал!
- Как вы думаете, что мог производить снег? (Шел, падал, падал, валил, бил, летел, лепил, кружил...)
- Устно поставьте вопросы к этим словам, запишите их.
- Итак, в нашем языке есть слова, которые называют действия предметов. Эти слова так и называются - глаголы.
III. Сообщение темы и цели урока
На доске записаны слова:
Зима, учится, радость, клен, тетрадь, сестра, воробей.
- Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее? (Обучается. Остальные слова - названия предметов.)
- Поставьте вопрос к слову учится? (Что делает?)
- Что означает это слово? (Действие предмета)
- Итак, сегодня на уроке мы познакомимся со словами, которые называют действия предметов, - с глаголами.
IV. Работа над изучением нового материала
1. Работа с учебником (упражнение 1)
- Рассмотрите рисунки и скажите, кто что делает.
(Марийка пишет. Павлик играет. Коля рисует. Катя расчесываются.) По образцу задавая вопросы, запишите эти предложения в тетрадь.
2. Проработка правила (с. 4)
Чтение и приведение собственных примеров.
3. Комментируемое письмо (упражнение 2)
4. Физкультминутка
5. Творческая работа (упражнение 3)
- Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.
1) Какой вам кажется погода? (Погода зимняя и солнечная.)
2) Какое у детей настроение? (У детей бодрое и радостное настроение.)
3) Кто спускается с горки? (Коля спускается с горки.)
4) Кто катается на лыжах? (Светочка катается на лыжах.)
- Ответы на два последних вопроса запишите. Подчеркните названия действий.
- Устно составьте предложение со словами кататься на коньках, каток, коньки.
6. Словарная работа
Толкование словарных слов (с. 5).
Металлические коньки впервые в России появились более трехсот лет назад. Изгиб конька всегда украшали изображением лошадиной головы. Отсюда пошло русское название этого изделия, а украинская образовалась как свидетельство его способности скользить.
V. Закрепление изученного материала
Выполнение упражнения 4.
- Прочитайте и выделите голосом названия действий. (Сковали, расчистили, замели, замерзла)
- Установите связь между словами первого предложения.
VI. Итог урока
- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие действия предметов?
- С какими словами они связываются в предложении? Приведите примеры.
VII. Домашнее задание (с предварительным инструктажем)
Правило на с. 4, упражнение 5.