II СЕМЕСТР
УРОК 68
Тема. Закрепление изученного материала. Деление слов на слоги. Определение ударного гласного. Чтение звуковых схем слов. Построение словосочетаний, предложений по данной схеме
Цель: совершенствовать у учащихся умение делить слова на слоги и определять ударный гласный; продолжить работу над чтением звуковых схем слова; формировать умение правильно строить предложения и словосочетания; употреблять их в речи; развивать культуру речи.
Оборудование: схемы предложений, рисунок «Дети в лесу».
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Сообщение темы и задач урока
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим работу по делению слов на слоги, выделению ударного гласного звука. Будем подбирать слова к звуковым моделям, предложения — к схемам предложений.
III. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Игра «поймай слово»
Учитель читает чистоговорку и сопровождает чтение демонстрацией рисунков. Учащиеся произносят «нарисованные» слова.
• Жу-жу-жу, жу-жу-жу —
Как-то ёж пришёл к ужу.
— Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Мне ужаток покажи.
— Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ежатами дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа —
Ёж уходит от ужа.
• Жа-жа-жа — видели в лесу ежа.
Жу-жу-жу — спели песню мы ежу.
Жи-жи-жи — нас услышали ежи.
Же-же-же — приползли ужи к меже.
2. Работа с лексическим и фонетическим значением слов
— Кто пришёл к нам в гости? (Ёж и уж)
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Ёжик)
— Давайте посчитаем, сколько слогов в слове ёжик. (Ё-жик — 2 слога)
— А теперь позовите ёжика — пусть он у нас погостит! (Й-о-о-жик!)
— Какой звук мы произнесли с большей силой голоса и тянули дольше, чем все остальные звуки? (Звук [о])
— Итак, мы нашли звук, на который падает ударение, или ударный звук.
— Составьте предложение со словом ёжик, чтобы в нём было четыре слова.
(Ёжик бегал по лесу. Ёжик живёт в лесу.)
• Это кто там лентой чёрной
К ручейку скользит проворно?
Сквозь кусты пробрался ловко.
А на маленькой головке
(Все об этом знать должны)
Пятна жёлтые видны. (Ужик)
— Сколько слогов в слове ужик? (2 слога)
— Давайте позовём ужика в гости! (У-у-ужик!)
— На какой звук падает ударение? (Звук [у])
— Возьмите свои карточки и составьте предложение из двух слов со словом ужик.
(Ужик ползёт.)
— А теперь с помощью звуковых карточек составьте слово ужик. ()
3. Игра «поймай звук»
Комментарий: учитель читает слова, а учащиеся должны определить место нахождения указанного звука в слове. Если звук стоит в начале слова, учащиеся поднимают правую руку, если в конце — левую, а если в середине слова,— хлопают в ладоши.
[с]
Сыр, сынок, сито, листок, спина, рис, ус, пёс, вырос, письмо, писатель.
[п]
Песня, праздник, пыль, петух, сноп, лепет, аптека, аппарат, стоп.
4. Игра «поймай слог»
Комментарий: учитель называет слова, а учащиеся топают ногами, если в слове один слог.
Солнце, луч, дом, дети, школа, парта, стул, ключ, окно, мел, доска, учебник, стол.
5. Игра «Узнай слово»
Учитель показывает схему, а учащиеся подбирают к схеме слова.
(Дом, рот, сыр, нос.)
(День, лень, пень, тень.)
(Мир, пир, рис.)
6. Игра «позови ударный звук»
Комментарий: ученик называет любое слово, остальные учащиеся «зовут» это слово и выделяют ударный звук. Игра проводится «цепочкой».
7. Составление рассказа по рисунку и схеме
На рисунке изображены дети. Они пришли в лес и собирают грибы и ягоды.
В ЛЕСУ
Дети пришли в лес. Там они увидели белку и ёжика. Марина собирает ягоды. Сережа ей помогает. Саша и Оля собирают грибы. Хорошо в лесу!
IV. Итог урока
— Кто приходил к нам в гости? (Ёжик и ужик)
— Что на уроке вам понравилось больше всего?
— Куда ходили дети? (В лес)
— Что они там собирали? (Грибы и ягоды)
— В какое время года лес дарит нам грибы и ягоды?
— Какие правила поведения в лесу вы знаете? Зачем они нужны?