Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

II СЕМЕСТР

 

УРОК 68

Тема. Закрепление изученного материала. Деление слов на слоги. Определение ударного гласного. Чтение звуковых схем слов. Построение словосочетаний, предложений по данной схеме

 

Цель: совершенствовать у учащихся умение делить слова на слоги и определять ударный гласный; продолжить работу над чтением звуковых схем слова; формировать умение правильно строить предложения и словосочетания; употреблять их в речи; развивать культуру речи.

Оборудование: схемы предложений, рисунок «Дети в лесу».

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Сообщение темы и задач урока

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим работу по делению слов на слоги, выделению ударного гласного звука. Будем подбирать слова к звуковым моделям, предложения — к схемам предложений.

 

III. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Игра «поймай слово»

Учитель читает чистоговорку и сопровождает чтение демонстрацией рисунков. Учащиеся произносят «нарисованные» слова.

• Жу-жу-жу, жу-жу-жу —

Как-то ёж пришёл к ужу.

— Жи-жи-жи, жи-жи-жи

Мне ужаток покажи.

— Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с ежатами дружу.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа —

Ёж уходит от ужа.

 

• Жа-жа-жа — видели в лесу ежа.

Жу-жу-жу — спели песню мы ежу.

Жи-жи-жи — нас услышали ежи.

Же-же-же — приползли ужи к меже.

2. Работа с лексическим и фонетическим значением слов

— Кто пришёл к нам в гости? (Ёж и уж)

Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (Ёжик)

— Давайте посчитаем, сколько слогов в слове ёжик. (Ё-жик — 2 слога)

— А теперь позовите ёжика — пусть он у нас погостит! (Й-о-о-жик!)

— Какой звук мы произнесли с большей силой голоса и тянули дольше, чем все остальные звуки? (Звук [о])

— Итак, мы нашли звук, на который падает ударение, или ударный звук.

— Составьте предложение со словом ёжик, чтобы в нём было четыре слова.

image69

(Ёжик бегал по лесу. Ёжик живёт в лесу.)

• Это кто там лентой чёрной

К ручейку скользит проворно?

Сквозь кусты пробрался ловко.

А на маленькой головке

(Все об этом знать должны)

Пятна жёлтые видны. (Ужик)

— Сколько слогов в слове ужик? (2 слога)

— Давайте позовём ужика в гости! (У-у-ужик!)

— На какой звук падает ударение? (Звук [у])

— Возьмите свои карточки и составьте предложение из двух слов со словом ужик.

 (Ужик ползёт.)

— А теперь с помощью звуковых карточек составьте слово ужик. ()

3. Игра «поймай звук»

Комментарий: учитель читает слова, а учащиеся должны определить место нахождения указанного звука в слове. Если звук стоит в начале слова, учащиеся поднимают правую руку, если в конце — левую, а если в середине слова,— хлопают в ладоши.

[с]

Сыр, сынок, сито, листок, спина, рис, ус, пёс, вырос, письмо, писатель.

[п]

Песня, праздник, пыль, петух, сноп, лепет, аптека, аппарат, стоп.

4. Игра «поймай слог»

Комментарий: учитель называет слова, а учащиеся топают ногами, если в слове один слог.

Солнце, луч, дом, дети, школа, парта, стул, ключ, окно, мел, доска, учебник, стол.

5. Игра «Узнай слово»

Учитель показывает схему, а учащиеся подбирают к схеме слова.

image70 (Дом, рот, сыр, нос.)

image71 (День, лень, пень, тень.)

image72 (Мир, пир, рис.)

6. Игра «позови ударный звук»

Комментарий: ученик называет любое слово, остальные учащиеся «зовут» это слово и выделяют ударный звук. Игра проводится «цепочкой».

7. Составление рассказа по рисунку и схеме

На рисунке изображены дети. Они пришли в лес и собирают грибы и ягоды.

В ЛЕСУ

Дети пришли в лес. Там они увидели белку и ёжика. Марина собирает ягоды. Сережа ей помогает. Саша и Оля собирают грибы. Хорошо в лесу!

image73

 

IV. Итог урока

— Кто приходил к нам в гости? (Ёжик и ужик)

— Что на уроке вам понравилось больше всего?

— Куда ходили дети? (В лес)

— Что они там собирали? (Грибы и ягоды)

— В какое время года лес дарит нам грибы и ягоды?

— Какие правила поведения в лесу вы знаете? Зачем они нужны?