II СЕМЕСТР
УРОК 67
Тема. Закрепление изученного материала. Слушание-понимание содержания небольшого рассказа (сказки). Произношение предложений, которые сумели запомнить. Ответы на вопросы по содержанию рассказа (сказки)
Цель: совершенствовать у учащихся навыки употребления грамматических структур в устной речи на уровне словосочетания, предложения; развивать память, логическое мышление; расширять знания детей о смене времен года, дня и ночи и т. д.; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: портрет В. Даля; иллюстрации с изображением времен года.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Работа над чистотой речи
1) Чистоговорка
Ло-ло-ло — папа взял в сарай сверло.
Ла-ла-ла — мама клещи принесла.
Лу-лу-лу — бабушка дала пилу.
Ли-ли-ли — папа строит корабли.
Ле-ле-ле — он их строит на земле.
2) Скороговорка
От топота копыт пыль по полю летит.
2. Игра «Что ты запомнил»
Комментарий: учитель читает предложения, а учащиеся схематически записывают его. Потом по схеме читают вслух. Один учащийся работает у доски. Проверка — взаимопроверка.
У Алёши был ёжик.
Он жил в комнате.
Друзья любили вместе играть.
III. Сообщение темы и задач урока
Учитель. Сегодня мы прослушали замечательную сказку В. И. Даля «Старик- годовик». Будем отвечать на вопросы, которые поставит перед нами автор. Проверим, кто будет на уроке самым внимательным.
IV. Мотивация учебной деятельности учащихся
— Владимир Иванович Даль составил самый большой словарь русского языка. Назывался он «Толковый словарь русского языка». Владимир Иванович жил 200 лет назад и был человеком очень увлекающимся. Он любил собирать. Как вы думаете, что можно собирать? (Ответы детей.) А любил он собирать слова. 53 года своей жизни Даль собирал слова, а ещё — пословицы, поговорки, сказки и загадки. Существуют целые сборники сказок, которые обработал и пересказал В. И. Даль. С одной из таких сказок мы сегодня познакомимся. Узнаем, чему учит эта сказка, что таит в себе.
V. Работа по теме урока
1. Чтение сказки В. И. Даля «Старик-годовик» учителем
СТАРИК-ГОДОВИК
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул старик-годовик четвёртый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — чёрная. Махнёт птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.
В. И. Даль
— Понравилась ли вам сказка В. И. Даля?
2. Работа по содержанию сказки
— О каких первых трёх птицах идёт речь? Почему повеяло холодом? (Зима — декабрь, январь, февраль)
— Когда второй раз махнул рукавом старик, что вылетело из его рукава? (Весна и три весенние месяца: март, апрель, май.)
— Какие изменения произошли в весенней природе? (Стал таять снег, показались цветы.)
— Когда старик махнул третий раз, что произошло в природе? (Стало жарко, душно, знойно.)
— Чем стали заниматься люди? (Жать рожь.)
— О каком времени года идёт речь? (О лете)
— Назовите летние месяцы. (Июнь, июль, август)
— А что же произошло, когда старик-годовик в четвёртый раз махнул рукавом? (Подул холодный ветер, посыпался дождь, залегли туманы.)
— Описание какого времени года вы узнали? (Осени)
— Назовите осенние месяцы.
— По сколько крыльев было у каждый птицы? (По четыре)
— А перьев в каждом крыле? (По семь)
— Что же это за четыре крыла, как вы думаете? (Количество недель в каждом месяце.)
— А что за семь перьев? (Количество дней в неделе.)
• Братьев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний —
Появляется передний. (Дни недели)
— А что же это за перья, каждое — со своим именем? (Дни недели)
— Почему одна половина перышка чёрная, а другая — белая? (День и ночь)
• Друг за дружкой чередой
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра, наоборот,—
Спать немедленно зовёт. (День и ночь)
— Как вы думаете, почему сказка называется «Старик-годовик»? (Времена года, месяцы, недели, дни составляют год. Годовик — от слова «год».)
• На первую ступеньку
Встал парень молодой,
К двенадцатой ступеньке
Пришёл старик седой. (Год)
VI. Итог урока
— Молодцы, ребята, вы очень хорошо потрудились и ответили на все вопросы. Вот вам последняя загадка.
Ежегодно приходит к нам в гости:
один седой, другой молодой,
третий скачет, а четвёртый плачет. (Времена года)
— Мы сегодня вспомнили о временах года, о названиях месяцев и дней недели, о количестве недель в каждом месяце. И помогла нам в этом сказка «Старик-годовик», которую рассказал... (В. И. Даль).