II СЕМЕСТР
УРОК 69
Тема. Закрепление изученного материала. Построение словосочетаний, предложений по данной схеме
Цель: развивать у учащихся умение слушать, логически мыслить; воспитывать бережное отношение к природе, любовь к труду, чувство прекрасного.
Оборудование: диск с записью голосов птиц; рисунки птиц.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Сообщение темы и задач урока
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с весёлым стихотворением- путаницей К. И. Чуковского «Радость». Будем составлять предложения и словосочетания по схемам.
III. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Работа над чистотой речи
1) Чистоговорка
Ха-ха-ха — поймал петуха.
Хо-хо-хо — идёт Пахом.
Хи-хи-хи — поел ухи.
Ух-ух-ух — летит петух.
Бо-бо-бо — большой забор.
Бы-бы-бы — в лесу грибы.
Ба-ба-ба — бежит кабан.
2) Скороговорки
Белые бараны били в барабаны.
Разучивание и проговаривание скороговорок учащимися с ускорением темпа речи.
— Составьте схему предложения скороговорки. Сколько слов в скороговорке? (Пять)
— Каким по счёту является маленькое слово-«связка»? (Четвёртым)
— С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С заглавной)
2. Слушание стихотворения К. И. Чуковского «радость»
Чтение стихотворения учителем.
РАДОСТЬ
Рады, рады, рады
Светлые берёзы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Тёмные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.
То не дождь пошёл из облака
И не град,
То посыпался из облака
виноград.
И вороны над полями
Вдруг запели соловьями.
И ручьи из-под земли
Сладким мёдом потекли.
Куры стали павами,
Лысые — кудрявыми.
Даже мельница — и та
Заплясала у моста.
Так бегите же за мною
На зелёные луга,
Где над синею рекою
Встала радуга-дуга.
Мы на радугу
Вска-раб-каемся,
Поиграем в облаках.
И оттуда вниз по радуге
На салазках, на коньках!
3. Беседа по содержанию стихотворения «радость»
— Все ли правильно было в стихотворении?
— Какие ошибки вы заметили?
— Что должно расти на березке? (Серёжки)
— Осина — это плодовое дерево? (Показать рисунки деревьев — осины и апельсинового.)
— Что может сыпаться из облака?
— А виноград откуда берется?
— Как кричит ворона? (Кар-кар)
«Кра,— кричит ворона,— кража,
Кар-раул, грабёж, пропажа!»
— А слышали ли вы, как поют соловьи? (Поставить запись песни соловья и вывесить на доске рисунок птицы.)
— Откуда берётся мёд? (Его приносят пчёлы.)
• Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны. (Пчёлы)
— Может ли мёд бежать из-под земли?
• Кто бежит по горным склонам,
Тараторя сам с собой,
И в густой траве зелёной
Прячет хвостик голубой? (Ручей)
— Конечно же, из-под земли может бежать ручей.
— А мельница плясать может?
— Что делает мельница? (Перемалывает муку.)
— А из муки что делают? (Выпекают хлеб.)
• Рос сперва на воле в поле.
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна — в муку и тесто,
В магазине занял место. (Хлеб)
Загадки можно заранее выучить с отдельными учащимися, чтобы они загадывали их классу.
— О какой ещё шутке-небылице мы не сказали? (Вниз по радуге на салазках и коньках.)
• Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути!
В них ни въехать, ни войти. (Радуга)
4. Разучивание наизусть последних пяти строчек стихотворения «радость»
5. Сопоставление текста стихотворения с реальностью
Учитель. Нарисуйте на одной части альбомного листа то, чего не бывает, а на другой — как должно быть.
6. Составление предложений по данной схеме
Учитель. Посмотрите на свои рисунки и составьте предложения к схемам.
(Идёт дождь. Мельница пляшет.)
(Рады темные осины. Течёт сладкий мёд.)
(Растут апельсины на осинах. Встала радуга над рекой.)
IV. Итог урока
— Кто написал стихотворение «Радость»? (К. И. Чуковский)
— Какие сказки дедушки Корнея вы знаете?
— Понравилось ли вам распутывать путаницу?