Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

II СЕМЕСТР

 

УРОК 69

Тема. Закрепление изученного материала. Построение словосочетаний, предложений по данной схеме

 

Цель: развивать у учащихся умение слушать, логически мыслить; воспитывать бережное отношение к природе, любовь к труду, чувство прекрасного.

Оборудование: диск с записью голосов птиц; рисунки птиц.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Сообщение темы и задач урока

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с весёлым стихотворением- путаницей К. И. Чуковского «Радость». Будем составлять предложения и словосочетания по схемам.

 

III. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Работа над чистотой речи

1) Чистоговорка

Ха-ха-ха — поймал петуха.

Хо-хо-хо — идёт Пахом.

Хи-хи-хи — поел ухи.

Ух-ух-ух — летит петух.

Бо-бо-бо — большой забор.

Бы-бы-бы — в лесу грибы.

Ба-ба-ба — бежит кабан.

2) Скороговорки

Белые бараны били в барабаны.

Разучивание и проговаривание скороговорок учащимися с ускорением темпа речи.

— Составьте схему предложения скороговорки. Сколько слов в скороговорке? (Пять)

— Каким по счёту является маленькое слово-«связка»? (Четвёртым)

— С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С заглавной)

2. Слушание стихотворения К. И. Чуковского «радость»

Чтение стихотворения учителем.

РАДОСТЬ

Рады, рады, рады

Светлые берёзы,

И на них от радости

Вырастают розы.

Рады, рады, рады

Тёмные осины,

И на них от радости

Растут апельсины.

То не дождь пошёл из облака

И не град,

То посыпался из облака

виноград.

И вороны над полями

Вдруг запели соловьями.

И ручьи из-под земли

Сладким мёдом потекли.

Куры стали павами,

Лысые — кудрявыми.

Даже мельница — и та

Заплясала у моста.

Так бегите же за мною

На зелёные луга,

Где над синею рекою

Встала радуга-дуга.

Мы на радугу

Вска-раб-каемся,

Поиграем в облаках.

И оттуда вниз по радуге

На салазках, на коньках!

3. Беседа по содержанию стихотворения «радость»

— Все ли правильно было в стихотворении?

— Какие ошибки вы заметили?

— Что должно расти на березке? (Серёжки)

— Осина — это плодовое дерево? (Показать рисунки деревьев — осины и апельсинового.)

— Что может сыпаться из облака?

— А виноград откуда берется?

— Как кричит ворона? (Кар-кар)

«Кра,— кричит ворона,— кража,

Кар-раул, грабёж, пропажа!»

— А слышали ли вы, как поют соловьи? (Поставить запись песни соловья и вывесить на доске рисунок птицы.)

— Откуда берётся мёд? (Его приносят пчёлы.)

• Хоть они и жалят больно,

Их работой мы довольны. (Пчёлы)

— Может ли мёд бежать из-под земли?

• Кто бежит по горным склонам,

Тараторя сам с собой,

И в густой траве зелёной

Прячет хвостик голубой? (Ручей)

— Конечно же, из-под земли может бежать ручей.

— А мельница плясать может?

— Что делает мельница? (Перемалывает муку.)

— А из муки что делают? (Выпекают хлеб.)

• Рос сперва на воле в поле.

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна — в муку и тесто,

В магазине занял место. (Хлеб)

Загадки можно заранее выучить с отдельными учащимися, чтобы они загадывали их классу.

— О какой ещё шутке-небылице мы не сказали? (Вниз по радуге на салазках и коньках.)

• Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути!

В них ни въехать, ни войти. (Радуга)

4. Разучивание наизусть последних пяти строчек стихотворения «радость»

5. Сопоставление текста стихотворения с реальностью

Учитель. Нарисуйте на одной части альбомного листа то, чего не бывает, а на другой — как должно быть.

6. Составление предложений по данной схеме

Учитель. Посмотрите на свои рисунки и составьте предложения к схемам.

 (Идёт дождь. Мельница пляшет.)

 (Рады темные осины. Течёт сладкий мёд.)

 (Растут апельсины на осинах. Встала радуга над рекой.)

 

IV. Итог урока

— Кто написал стихотворение «Радость»? (К. И. Чуковский)

— Какие сказки дедушки Корнея вы знаете?

— Понравилось ли вам распутывать путаницу?