II СЕМЕСТР
УРОК 65
Тема. Повторение и закрепление изученного материала по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение»
Цель: повторить и закрепить изученный учащимися материал по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение»; развивать наблюдательность, грамматическую зоркость; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать интерес к языку.
Тип урока: урок закрепления знаний.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Работа по теме урока
1. Что такое алфавит? Назовите слово — синоним к данному слову. (Азбука)
— Алфавит, или азбука — это все буквы, расположенные в определённом порядке.
Назовите буквы русского алфавита.
— Сколько букв в русской азбуке?
— Для чего нужно знать алфавит?
— Запишите слова в алфавитном порядке.
Синица, аист, сойка, чайка, тетерев, скворец, альбатрос, чиж, кукушка, ворона, грач, клест, орёл, ястреб, журавль.
— Каким словом можно назвать данную группу слов?
— Как вы размещали в алфавитном порядке слова, которые начинаются на одну и ту же букву?
2. Какие звуки есть в русском языке?
— Назовите гласные звуки. Сколько их? Назовите буквы, которыми на письме обозначаются гласные звуки.
— Прочитайте стихотворение.
ИЮЛЬ
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда ни взглянешь,
Всё кругом светло.
По лугу пестреют
Яркие цветы,
Золотом облиты
Тёмные листы.
Дремлет лес: ни звука,
Лист не шелестит,
Только жаворонок
В воздухе звенит.
И. Суриков
— Спишите первую строфу стихотворения. Подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки. Подберите слова, которые соответствуют данным схемам.
— Найдите образные выражения, которые использует поэт, описывая июль.
По народной пословице, июль — лету макушка, году середка. Это самый жаркий месяц. Всё цветёт, всё созревает.
Июлем назвали месяц в честь выдающегося римского полководца, политического деятеля и писателя Гая Юлия Цезаря.
3. Запишите пословицу
Июль — лету макушка, году середка.
— Разделите слова на слоги.
— Сколько гласных и сколько слогов в каждом слове?
— Какое слово нельзя перенести? Почему?
— Прочитайте слова. Определите количество слогов. Поставьте ударение. Разделите слова для переноса. Запишите.
Лейка, пальто, сумма, деньки, чайник, шоссе, редька, ванна, синька, майка.
Вспомни правило!
Буквы й, ь при переносе не отделяются от буквы, после которой они стоят: пень-ки, мой-ка.
При переносе слов с двойными буквами одна остается на строке, другая переносится: ал-лея, сум-ма.
4. Угадайте, какие слова придумал Незнайка
1) Первая часть слова — ша. (Шарик, шалаш, шапка)
2) Первая часть задуманного слова — Бу. Это имя моего друга. Как его зовут? (Буратино)
3) Начинается слово слогом ма, но в других слогах есть звук [ш]. (Машина, малыш, мартышка)
5. Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки
• Кончилось время снега и льда,
Берег реки затопила вода,
День удлиняется, ночь убывает.
Как это время, скажи, называют? (Весна)
• С этих шариков пушистых
Полетят парашютисты. (Одуванчик)
• Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)
• Как это скучно —
Сто лет без движенья
В воду глядеть
На свое отраженье.
Свесила ветви с обрыва
Тихая, грустная... (ива).
• Крупно, дробно зачастил
И всю землю напоил. (Дождь)
• Белая корзинка,
золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце. (Ромашка)
• Стоит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (Лук)
— В каком слове гласных больше, чем согласных? Назовите односложное, двусложное, трёхсложное, четырёхсложное слово.
IV. Итог урока
Беседа
— Какие бывают звуки? Назовите гласные звуки, согласные.
— Как определить количество слогов в слове?
V. Домашнее задание