Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

II СЕМЕСТР

 

УРОК 65

Тема. Повторение и закрепление изученного материала по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение»

 

Цель: повторить и закрепить изученный учащимися материал по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение»; развивать наблюдательность, грамматическую зоркость; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать интерес к языку.

Тип урока: урок закрепления знаний.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

 

III. Работа по теме урока

1. Что такое алфавит? Назовите слово — синоним к данному слову. (Азбука)

— Алфавит, или азбука — это все буквы, расположенные в определённом порядке.

Назовите буквы русского алфавита.

— Сколько букв в русской азбуке?

— Для чего нужно знать алфавит?

— Запишите слова в алфавитном порядке.

Синица, аист, сойка, чайка, тетерев, скворец, альбатрос, чиж, кукушка, ворона, грач, клест, орёл, ястреб, журавль.

— Каким словом можно назвать данную группу слов?

— Как вы размещали в алфавитном порядке слова, которые начинаются на одну и ту же букву?

2. Какие звуки есть в русском языке?

— Назовите гласные звуки. Сколько их? Назовите буквы, которыми на письме обозначаются гласные звуки.

— Прочитайте стихотворение.

ИЮЛЬ

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И куда ни взглянешь,

Всё кругом светло.

По лугу пестреют

Яркие цветы,

Золотом облиты

Тёмные листы.

Дремлет лес: ни звука,

Лист не шелестит,

Только жаворонок

В воздухе звенит.

И. Суриков

— Спишите первую строфу стихотворения. Подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки. Подберите слова, которые соответствуют данным схемам.

image16

— Найдите образные выражения, которые использует поэт, описывая июль.

По народной пословице, июль — лету макушка, году середка. Это самый жаркий месяц. Всё цветёт, всё созревает.

Июлем назвали месяц в честь выдающегося римского полководца, политического деятеля и писателя Гая Юлия Цезаря.

3. Запишите пословицу

Июль — лету макушка, году середка.

— Разделите слова на слоги.

— Сколько гласных и сколько слогов в каждом слове?

— Какое слово нельзя перенести? Почему?

— Прочитайте слова. Определите количество слогов. Поставьте ударение. Разделите слова для переноса. Запишите.

Лейка, пальто, сумма, деньки, чайник, шоссе, редька, ванна, синька, майка.

Вспомни правило!

Буквы й, ь при переносе не отделяются от буквы, после которой они стоят: пень-ки, мой-ка.

При переносе слов с двойными буквами одна остается на строке, другая переносится: ал-лея, сум-ма.

4. Угадайте, какие слова придумал Незнайка

1) Первая часть слова — ша. (Шарик, шалаш, шапка)

2) Первая часть задуманного слова — Бу. Это имя моего друга. Как его зовут? (Буратино)

3) Начинается слово слогом ма, но в других слогах есть звук [ш]. (Машина, малыш, мартышка)

5. Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки

• Кончилось время снега и льда,

Берег реки затопила вода,

День удлиняется, ночь убывает.

Как это время, скажи, называют? (Весна)

 

• С этих шариков пушистых

Полетят парашютисты. (Одуванчик)

 

• Неказиста, шишковата,

А придёт на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)

 

• Как это скучно —

Сто лет без движенья

В воду глядеть

На свое отраженье.

Свесила ветви с обрыва

Тихая, грустная... (ива).

 

• Крупно, дробно зачастил

И всю землю напоил. (Дождь)

 

• Белая корзинка,

золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце. (Ромашка)

 

• Стоит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (Лук)

— В каком слове гласных больше, чем согласных? Назовите односложное, двусложное, трёхсложное, четырёхсложное слово.

 

IV. Итог урока

Беседа

— Какие бывают звуки? Назовите гласные звуки, согласные.

— Как определить количество слогов в слове?

 

V. Домашнее задание