Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

5. Психология индивидуальности

5.3. Способности

5.3.3 Виды и структура способностей

Человеческие способности разделяют на виды по содержанию и характеру деятельности, в которой они оказываются. Поэтому ведут речь о литературные, музыкальные, художественные, математические, организационные, научные, конструктивные способности, способности к обучению, танца, скульптуры и т.д .. их столько, сколько существует различных сфер деятельности. Все они имеют много общего между собой и ставят одинаковые требования к человеку. В то же время каждая сфера деятельности имеет свою специфику. В связи с этим способности делятся на общие и специальные.

Общими называют способности человека, которые в определенной степени проявляются во всех сферах деятельности. К ним относятся способности к учебе, труду, общие умственные способности и др. их основой являются общие умения, необходимые в каждой сфере деятельности - планировать, организовывать выполнение задач и т.д. Благодаря им человек может переходить от одной деятельности к другой и успешно ею овладевать.

Специальными считают такие способности, которые проявляются лишь в определенных видах деятельности. Это вокальные, спортивные, музыкальные, художественные, математические и др. Такое разделение является очень условным, так как между общими и специальными способностями существует тесная связь. Общие способности проявляются в специальных, то есть в способностях к определенному виду деятельности. С развитием специальных способностей развиваются и их общие аспекты. Высокий уровень специальных способностей основывается на высоко-развитых общих способностях. Однако за одинакового уровня развития общих способностей люди часто различаются своими специальными способностями. Так, среди выдающихся людей прошлого есть немало деятелей с высокими общими и специальными способностями: итальянский художник, скульптор, ученый Леонардо да Винчи (1452 - 1519), российский ученый, поэт, художник Михаил Ломоносов (1711-1765), украинский поэт и художник Тарас Шевченко (1811 -1861), российский химик и композитор Александр Бородин, А. Эйнштейн и др.

Принимая за основу особенности реализации знаний и умений, различают две степени развития способностей: репродуктивный и творческий.

Репродуктивный (воспроизводимый) уровень способностей характеризуется высокой способностью человека использовать на практике знания и умения, овладевать различными видами деятельности. Он присущ всем психически здоровым людям, проявляется в различных видах деятельности.

Творческий уровень способностей дает возможность на основе имеющихся знаний и умений создавать новые, оригинальные продукты деятельности. Например, конструктор придумывает новую машину, скульптор лепит оригинальную скульптуру и т.д. Творческий уровень формируется на основе репродуктивного. Но такое разделение является условным. Оба уровня взаимосвязаны: репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность невозможна без репродуктивной. Да, повар, готовя блюда, часто использует элементы творчества (изменение компонентов блюда, длительности приготовления и тому подобное), а конструктор не может создать новую машину без использования имеющихся знаний и умений, известных конструктивных элементов, механизмов и т.д.

Любая деятельность требует от человека разных качеств. Таким образом образуется единство различных психических свойств, которые в совокупности обеспечивают ее успешное выполнение. Структура психических качеств, которая выступает как способность, определяется требованиями конкретной деятельности и єнеоднаковою для различных видов деятельности. Различные качества способности играют неодинаковую роль, а потому различают ведущие и вспомогательные качества.

Так, в структуре художественных способностей ведущими качествами являются:

- творческое воображение и образное мышление, которые обеспечивают обобщение и конкретизацию художественного образа;

- свойства зрительной памяти, способствующие формированию и сохранению ярких образов;

- развитые эстетические чувства, которые проявляются в эстетическом отношении к действительности;

- волевые качества, которые дают возможность преодолевать трудности при воплощении замысла в жизнь.

Вспомогательными качествами художественных способностей являются сенсомоторные качества руки художника» и др. Ведущие и вспомогательные качества в структуре способностей находятся в неразрывном единстве.

Среди общих свойств личности, которые могут рассматриваться как способности, - принадлежность личности к одному из трех человеческих типов: художественного, мисленнєвого и среднего (по терминологии И. Павлова). Такое разделение основывается на учении, по которым высшая нервная деятельность характеризуется наличием в ней двух сигнальных систем: первой - образной, эмоциональной и второй - языковой. Относительное преобладание первой сигнальной системы характеризует художественный тип, второй - мислєннєвий, а одинаковое их представления - средний тип.

Художественном типа свойственна яркость образов восприятия, живых впечатлений, эмоций, а мисленнєвому - преобладание абстракций, логических рассуждений. Принадлежность к художественному типу вовсе не означает слабости ума или дефицита мыслительных способностей. Просто у таких людей образные компоненты мышления преобладают и играют существенную роль.

Качества мисленнєвого типа создают условия для благоприятного развития деятельности, связанной с оперуванням абстрактным материалом, понятиями, схемами, математическими формулами и т.д.

Средний тип сочетает в себе возможности обоих типов.