II СЕМЕСТР
УРОК 66
Тема. К. И. Чуковский «Айболит». Понимание фактического содержания текста (кто, что, где, когда, как). Выполнение коротких инструкций, данных в тексте
Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством К. И. Чуковского, познакомить со сказкой «Айболит»; формировать навыки диалогической и монологической речи; учить выполнять короткие инструкции, данные в тексте; воспитывать вежливость, чуткость по отношению к друзьям и взрослым.
Оборудование: диск с записью мультфильма по сказке К. Чуковского «Айболит»; рисунки-отгадки (ёж, машина, расческа); элементы костюмов к инсценировке третьей части сказки.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Сообщение темы и цели урока
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной сказкой К. И. Чуковского — «Айболит».
III. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель. Сегодня на уроке вы не только узнаете, почему К. И. Чуковский так назвал свою сказку, а также отправитесь в волшебное путешествие через леса, океаны, высокие горы и кручи. Готовы к преодолению препятствий? Поехали!
IV. Актуализация опорных знаний учащихся
Вступительная беседа
— С какими сказками К. И. Чуковского мы уже знакомы? («Федорино горе», «Мойдодыр»)
— Как вы думаете, почему дедушка Корней так назвал сказку — «Мойдодыр». Давайте вместе произнесем её название: «Мой-до-дыр». (Ответы детей.)
— А вот в названии сегодняшней сказки тоже есть тайна. Давайте вместе произнесём его и внимательно вслушаемся: «Ай-болит».
— Когда так говорят: «Ай, болит!»?
— А кто помогает детям выздороветь? (Врачи, доктора)
— На прошлых уроках мы говорили, что дедушка Корней очень любил шутить с детьми, а особенно загадывать им загадки. Секрет названий сказок мы уже разгадали. А вот — и новые загадки от Корнея Ивановича!
• Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёж)
• Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут. (Автомашины)
• Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Гребешок, расческа)
— Молодцы, ребята, вы вновь справились с хитринками-загадками весёлого писателя.
V. Работа по теме урока
Знакомство со сказкой К. И. Чуковского «Айболит»
Частично текст читает учитель, а частично идёт просмотр эпизодов из мультфильма.
1. Чтение первой и второй частей сказки учителем
— Каким был доктор Айболит? (Добрым)
— Кого укусила оса? (Лисицу)
— Почему пришёл Барбос? (Курица клюнула в нос.)
— Почему прибежала зайчиха? Что она закричала? (Мой зайчик, мой мальчик попал под трамвай!)
— Где он бегал? (По дорожке)
— Что сказал Айболит? (Подавайте его сюда!)
— Как доктор вылечил заиньку? (Доктор пришил ему ножку.)
— Что закричала зайчиха-мать, когда увидела, что заинька прыгает снова? (Ну, спасибо тебе, Айболит!)
2. Чтение третьей части сказки «Айболит». работа по содержанию
Эту часть можно проинсценировать, заранее подготовив некоторых учащихся.
— Что принёс шакал? (Телеграмму)
— Что случилось в Африке? (Заболели малыши.)
— Был ли указан адрес в телеграмме? (Да)
— Как вы думаете, доктор поможет больным малышам?
3. Чтение (или просмотр эпизодов мультфильма) четвёртой, пятой и шестой частей. работа по содержанию
— Кто первым пришёл на помощь Айболиту? (Волк)
— Какое слово неустанно твердил Айболит? (Лимпопо)
— Кто помог Айболиту переправиться через океан? (Кит)
— Как только на пути доктора встали горы, кто пришёл ему на помощь? (Орлы)
— Как вы думаете, доберется доктор до больных или нет?
4. Чтение (или просмотр эпизодов мультфильма) седьмой и восьмой частей сказки «Ай6олит». работа по содержанию
— У кого болел животик? (У бегемотиков)
— Чем болели страусята? (Корь, дифтерит, оспа, бронхит)
— Что болело у малюток-акулят? (Зубки)
— Где прикорнула зубастая акула? (На солнышке)
— Что кричал Айболит, когда увидел Африку? (Да здравствует милая Африка!)
— Что кричала детвора? (Приехал, приехал! Ура! Ура!)
— Чем доктор лечил малышей? (Шоколадом, гоголем-моголем)
5. Чтение последней, девятой части сказки. работа по содержанию
— Что делали звери, когда выздоровели? (Смеялись, баловались, плясали, подмигивали...)
6. Выполнение коротких инструкций, данных в тексте
— И акула Каракула (Учащиеся друг другу подмигивают.)
Правым глазом подмигнула.
— А малютки бегемотики (Учащиеся хватаются за животики и смеются, раскачиваясь в разные стороны.)
Ухватились за животики
И смеются, заливаются.
И пошли они смеяться, (Учащиеся танцуют, веселятся.)
И плясать и баловаться...
И кричит он, и поёт он: (Учащиеся радостно вслед за учителем проговаривают слова Гиппопотама.)
«Слава, слава Айболиту!
Слава добрым докторам!»
VI. Итог урока
— Понравилась ли вам сказка?
— Кто её автор?
— Почему сказка имеет такое название?
— Какие сказки Корнея Чуковского вы знаете?
— Что больше всего понравилось на уроке?