5. Психология индивидуальности
5.3. Способности
5.3.2 Характеристика способностей и проблема их измерения
Способности человека могут иметь разную направленность и соответствовать различным видам деятельности. Это дает возможность утверждать о качественную характеристику способностей. Под углом зрения качества способности являются сложным сочетанием различных психических свойств и качеств, взаимно дополняют друг друга, обеспечивают успешное выполнение деятельности и помогают добиться цели разными путями. Например, те же педагогические способности в разных учителей имеют различные составляющие, которые способствуют получению одинаковых результатов. В ансамбле педагогических способностей одного учителя - большая заинтересованность исследовательской работой по предмету и меньше - личностными и индивидуально-психологическими качествами ученика, а в другой - большой интерес к личности ученика, заинтересованность в формировании его способностей и меньшая осведомленность в предмете, который он преподает. Несмотря на то оба достигают одинакового педагогического эффекта путем сочетания различных способностей.
Качества, из которых состоят способности, находятся в постоянной динамике. Дефицит одних качеств часто усиливает развитие других. Поэтому есть возможность компенсировать одни другими в процессе развития способностей, например при обучении людей, лишенных зрения и слуха. Явление компенсации способностей расширяет возможности человека в выборе профессии и совершенствования в ней. Качественная характеристика способностей позволяет узнать, к чему человек способный, в какой сфере деятельности ему легче проявить себя. Она тесно связана с количественной характеристикой, которая устанавливает, в какой степени развита способность. Первые попытки измерять способности были сделаны в конце XIX - начале XX в. в трудах Дж. Кеттелла, А. Бине, Т. Симона, английского психолога Чарльза Спирмена (1863-1945) и др. Они были направлены на выявление умственных способностей детей к обучению, на установление профессиональной пригодности к определенным видам деятельности, занятие должностей в армии и руководящих на производстве. Для этого использовали предложенный Дж. Кеттеллом метод тестов. По тому, как человек выполняла соответственно подобраны задания, какое количество баллов она набирала, судили о ее профессиональной пригодности и осуществляли профессиональный отбор.
А. Бине и Т. Симон разработали тесты умственной одаренности для детей, поступающих в школу. По их результатам детей рекомендовали к обучению в обычной школе или в школе для умственно отсталых. В. Штерн предложил возрастную шкалу, исследовал умственный и хронологический возраст, и на этой основе позже начали определять коэффициент умственной одаренности ребенка IQ, считая его количественной характеристикой способностей. При этом имели в виду, что IQ является неизменным показателем. На самом деле это не так. Тесты определяют наличие определенных знаний, навыков и умений, что не тождественно способностям.
Для измерения способностей нужны научно обоснованные тесты, которые бы выявляли динамику овладения знаниями, навыками и умениями. Пока что проблема объективного количественного измерения способностей не имеет удовлетворительного решения.