Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС
Планы-конспекты Для школ с русским языком обучения

ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ

 

УРОК № 63

Тема. Развитие связной речи. Подробное письменное сочинение-описание животного

 

Цель: научить учащихся составлять письменные переводы текстов повествовательного характера с элементами описания животных; развивать письменная речь, логическое мышление, творческое воображение; обогащать словарный запас школьников; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: учебник, словари, тексты переводов.

 

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

III. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ НАД ПЕРЕВОДОМ

1. Работа по учебнику.

Упражнение 404.

Задача: проработать вопросы, помещенные после текста.

2. Коллективное составление плана текста.

Ориентировочный план

1) Утренняя рыбалка.

2) Неожиданный гость.

3) Гостинец.

4) Разумное лисенок.

3. Повторное чтение текста учащимися.

4. Устный пересказ текста по плану.

(Текст пересказывают два-три сильных ученика.)

5. Коллективное обсуждение переводов, их рецензирование.

 

IV. РАБОТА НАД ЧЕРНОВИКАМИ ПЕРЕВОДОВ

 

V. КОРРЕКТИРОВКА РАБОТ. ПОМОЩЬ СЛАБЫМ УЧЕНИКАМ УЧИТЕЛЯ

 

VI. НАПИСАНИЕ ПЕРЕВОДОВ НАЧИСТО

 

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить § 48 учебника.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ ДЛЯ ПЕРЕВОДА

I вариант

Лесной штукатур

На краю оврага стоит старая осина. Сучки на ней обломанные, кора облезла, а в толстом стволе виднеется дупло. От дупла до корневища тянется узкая щель.

По осыке, звонко посвистывая, бегает голубовато-серая с белыми грудью птичка. Это поползень. У него острый и крепкий клюв, а над глазами проходит черная полоска,- так, будто он хмуро сдвинул брови. Что же это поползень здесь делает? Пищу ищет? Нет! Лесной штукатур строит себе жилье.

Вот он камнем пал к ручью, а впоследствии вернулся от него в дупла с комочком глины в клювике. Втоптал, вмазав глину в щель и полетел снова к ручейку. И так несколько дней. Поползень будто штукатурит старое дерево.

Проходит неделя. Щель мастерски замазано.

Долго и старательно трудился поползень. Зато же и домик у него получилась добротная.

(125 сл.) (Из книги «Лесная тайна».)

Задания к тексту

1. Дать ответы на вопросы.

- Где водятся поползни?

- Как описан поползень в этом тексте?

- Почему рассказ называется «Лесной штукатур»?

2. Подобрать синонимы к словам яруга (пропасть, обрыв); впоследствии (через некоторое время, вскоре).

3. Составить план.

Ориентировочный план

1) Старая осина.

2) Описание повзика.

3) Поползень - умелый штукатур.

4) Добротный домик.

4. Записать на доске голубовато-серая, со временем.

5. Написать подробный пересказ.

 

II вариант

Маленький скрипач

Как хорошо и весело летом в поле! Целый день слышать музыку: там живет веселый музыка - Кузнечик. Он на рост не больше детский мизинчик, имеет прехороший зеленый жупан, три пары длинных ног и бойкие глазенки. Маленькая ямочка в земле - его избушка; вокруг цветочки приветливо кланяются ему.

На чем же он играет? Может, кто подумает, что он поет ртом? Так, как птенец! Нет, это не так. Кузнечик немой. Но зато он умеет играть своими крылышками. Так же, как хороший скрипач играет на скрипке.

Маленький скрипач просыпается рано утром, выпьет свежей росы, съест кончик молоденькой траве, обчистит, расшевелит свои ножки. Вот уже и красное солнышко взошло! Кузнечик начинает свою музыку и цвірчить с утра до вечера.

(118 сл.) (М. Кривинюк.)

Задания к тексту

1. Дать ответы на вопросы.

- Где происходят события, описанные в тексте?

- Как описан Кузнечик?

- Почему его называют маленьким скрипачом?

2. Определить тему и главную мысль текста.

3. Вместо точек поставить пропущенные буквы, объяснить правописание этих слов:

вес..ло, ж..ве, с..лений, пташ..ня, скр..свай, ранес..нько, молод..нької, сон..чко.

4. Расставить знаки препинания в предложении.

Может кто подумает что он поет ртом так как птенец!

5. Объяснить лексическое значение слов: жупан, скрипач.

6. Составить план.

Ориентировочный план

1) Веселая музыка.

2) Странная скрипка.

3) Труд с утра до вечера.

Учителю следует записать на доске слова: Кузнечик, прехороший, вокруг, приветливо.