Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС
Планы-конспекты Для школ с русским языком обучения

ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ

 

УРОК № 62

Тема. Устаревшие слова и новые слова (неологизмы)

 

Цель: дать понятие о устаревшие слова и неологизмы, их особенности; учить учащихся правильно и уместно употреблять их в устной и писемному речи; обогащать словарный запас учащихся; развивать образное мышление, воспитывать наблюдательность.

Оборудование: учебник, словари, тексты диктантов.

ХОД УРОКА

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего упражнения.

2. Работа у доски.

Задача: подобрать к диалектных слов общеупотребительные.

Ватра - ... (огонь, костер);

сестрінка - ... (племянница);

снажний - ... (сильный);

плай - ... (тропа в горах);

хозяин - ... (хозяин).

3. Работа в тетрадях.

Задание: выписать в одну колонку общеупотребительные слова, во вторую - профессиональные (слова записаны на доске). С какой профессией они связаны? С выделенными словами составить предложения.

Соло, земля, дом, день, ночь, квартет, сын, дочь, акварель, кисти, маляр, солнце, хирургия, дождь, скальпель, операционная.

 

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

III. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа по учебнику.

1) Упражнение 396.

2) Проработка теоретического материала, с. 174.

2. Выборочный диктант.

Задание: выписать устаревшие слова. Объяснить, почему они вышли из повседневного обихода?

Шевченкова гора поднимается вверх саженей на тридцать пять или сорок прямо над головой. (И. Нечуй-Левицкий.) В шалаше гетмана сечевых казаков собрались кошевые, полковники и курении атамани. (И. Ле.) Жупан на синем синий. (Г. Квитка-Основьяненко.) Были господа и мужики, была здесь шляхта и мещане, и молодые, и старики (И. Котляревский.) Хмельницкий остановился, позади бунчужный стал с бунчуком, а хорунжий с малиновым флагом. (П. Панч.)

3. Работа по учебнику.

Упражнения 397, 398 (письменно).

4. Работа у доски.

Задача: подобрать к поданным архаизмов соответствующие слова, которые употребляются в современном языке.

Злато, уста, град, піїт, сказал, жупан, кош, перст.

5. Работа по учебнику.

1) Упражнение 399.

2) Проработка теоретического материала, с. 176.

6. Зрительно-слуховой диктант.

Задание: записать текст. Указать (письменно) лексическое значение слов мотобол, фломастер, космодром. В случае необходимости воспользоваться толковым словарем. Сделать фонетический разбор слова фломастер.

Каждый из нас неологизмы знает:

это новые слова. Они кругом.

А в старых их словарях нет,-

мотобол, фломастер, космодром.

(Д. Белоус.)

- Являются ли эти слова сегодня неологизмами? К какой группе слов вы бы их отнесли?

7. Работа по учебнику.

Упражнение 400.

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Творческая работа (на выбор учащихся).

1) Составить два-три предложения с самостоятельно подобранными неологизмами. Объяснить их лексическое и грамматическое значение.

2) Составить небольшой рассказ в жанре фэнтези (пять-шесть предложений).

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник, § 48, упражнение 401.