ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ
УРОК № 62
Тема. Устаревшие слова и новые слова (неологизмы)
Цель: дать понятие о устаревшие слова и неологизмы, их особенности; учить учащихся правильно и уместно употреблять их в устной и писемному речи; обогащать словарный запас учащихся; развивать образное мышление, воспитывать наблюдательность.
Оборудование: учебник, словари, тексты диктантов.
ХОД УРОКА
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего упражнения.
2. Работа у доски.
Задача: подобрать к диалектных слов общеупотребительные.
Ватра - ... (огонь, костер);
сестрінка - ... (племянница);
снажний - ... (сильный);
плай - ... (тропа в горах);
хозяин - ... (хозяин).
3. Работа в тетрадях.
Задание: выписать в одну колонку общеупотребительные слова, во вторую - профессиональные (слова записаны на доске). С какой профессией они связаны? С выделенными словами составить предложения.
Соло, земля, дом, день, ночь, квартет, сын, дочь, акварель, кисти, маляр, солнце, хирургия, дождь, скальпель, операционная.
II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
III. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа по учебнику.
1) Упражнение 396.
2) Проработка теоретического материала, с. 174.
2. Выборочный диктант.
Задание: выписать устаревшие слова. Объяснить, почему они вышли из повседневного обихода?
Шевченкова гора поднимается вверх саженей на тридцать пять или сорок прямо над головой. (И. Нечуй-Левицкий.) В шалаше гетмана сечевых казаков собрались кошевые, полковники и курении атамани. (И. Ле.) Жупан на синем синий. (Г. Квитка-Основьяненко.) Были господа и мужики, была здесь шляхта и мещане, и молодые, и старики (И. Котляревский.) Хмельницкий остановился, позади бунчужный стал с бунчуком, а хорунжий с малиновым флагом. (П. Панч.)
3. Работа по учебнику.
Упражнения 397, 398 (письменно).
4. Работа у доски.
Задача: подобрать к поданным архаизмов соответствующие слова, которые употребляются в современном языке.
Злато, уста, град, піїт, сказал, жупан, кош, перст.
5. Работа по учебнику.
1) Упражнение 399.
2) Проработка теоретического материала, с. 176.
6. Зрительно-слуховой диктант.
Задание: записать текст. Указать (письменно) лексическое значение слов мотобол, фломастер, космодром. В случае необходимости воспользоваться толковым словарем. Сделать фонетический разбор слова фломастер.
Каждый из нас неологизмы знает:
это новые слова. Они кругом.
А в старых их словарях нет,-
мотобол, фломастер, космодром.
(Д. Белоус.)
- Являются ли эти слова сегодня неологизмами? К какой группе слов вы бы их отнесли?
7. Работа по учебнику.
Упражнение 400.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Творческая работа (на выбор учащихся).
1) Составить два-три предложения с самостоятельно подобранными неологизмами. Объяснить их лексическое и грамматическое значение.
2) Составить небольшой рассказ в жанре фэнтези (пять-шесть предложений).
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник, § 48, упражнение 401.