Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

II СЕМЕСТР

 

УРОК 63

Тема. Тематические группы слов. Наиболее употребляемые устойчивые сочетания слов (Доброе утро! Всего хорошего! Не спускать глаз! Со всех ног. На носу (зарубить) и др.)

 

Цель: продолжить знакомство учащихся с тематическими группами слов; воспитывать вежливость, доброжелательность; развивать связную речь учащихся; обогащать словарный запас; воспитывать интерес к языку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

 

III. Работа по теме урока

1. Беседа о словах вежливости

— Какие волшебные слова вы знаете?

— Назовите первые слова, которыми мы начинаем день. (Доброе утро!) Произнося эти слова, мы желаем людям хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день у них был радостным, светлым, добрым. Вот как хорошо сказано об этом в стихотворении. Подумайте, как его можно озаглавить.

ДОБРОЕ УТРО

Солнышко ясное встало,

— Доброе утро! — Сказало.

— Доброе утро! —

Кричу я прохожим,

Весёлым прохожим,

На утро похожим,

— Доброе утро! —

В ответ.

Мне улыбнулся сосед.

— Доброе утро! —

Повсюду я слышу.

Я слышу

И вижу

В глазах у девчонок,

В глазах у мальчишек.

Но если проснёшься,

А дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно?

Доброе утро,

Друзья,

Всё равно.

Доброе утро!

И в холод, и в град.

— Доброе утро! —

Не зря говорят:

Доброе утро

Велит быть добрей,

Честней,

и упорней,

и веселей...

Придумано мудро:

— Доброе утро!

В. Коркин

— Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, стоит сказать: Доброе утро! — сразу станет теплее, радостнее. А как надо произнести эти слова? Можно ли говорить «Доброе утро» нахмурившись, недовольным голосом? Почему?

— Есть в русском языке ещё одно хорошее слово, которое мы говорим при встрече. Это всем вам знакомое слово здравствуйте. А зачем мы его произносим?

Слово здравствуйте очень старое. Связано оно со словом здоровье. Когда-то давно люди, произнося слово здравствуйте, желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, как дуб, например. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

Все эти слова — доброе утро, и здравствуйте, и добрый день, и всего хорошего, и спокойной ночи — хороши тогда, когда человек действительно желает другому добра, здоровья.

2. Беседа о фразеологизмах и их значении

В русском языке есть особые сочетания слов. Слова в них употребляются всегда вместе и в определённом порядке. Такие выражения называются фразеологизмы. Будьте внимательны к таким сочетаниям! Они делают нашу речь выразительной, более точной.

РАЗНЫЕ НОСЫ

Нос не в свои дела суют,

Носами перед сном клюют,

Зато один весёлый нос

Папаша Карло нам принёс.

Я. Аким

— Что за нос принёс папаша Карло? О ком так говорят: суёт нос не в свои дела; клюёт носом? Почему носом, а не ртом, например? Как вы понимаете выражение зарубить на носу? О каком носе идёт здесь речь?

Нос в обороте совать нос не в свои дела и зарубить на носу — это не одно и то же.

В устойчивых оборотах клевать носом и совать нос в чужие дела говорится о том носе, который есть у каждого на лице. А вот зарубок на этом носу никогда не делали! В древности неграмотные люди делали на дощечках зарубки для памяти. Взял человек что-то у богатого в долг. Для памяти сделал на дощечке зарубки, расколол её пополам. Взял свою половинку бедняк и носит её с собой, отсюда и нос. Зарубить на носу означает хорошо и надолго запомнить.

Объясните значения сочетаний со словом голова. Постарайтесь соединить слова правого и левого столбиков.

Выбросить из головы

неожиданно, внезапно

Светлая голова

шалить, озорничать

Как снег на голову

взять на себя ответственность

Ходить на голове

постараться забыть

Отвечать головой

умный, думающий человек

— Послушайте стихотворение. Уловите устойчивый оборот.

НИ ПУХА НИ ПЕРА

Рано утром

Мама-квочка

В класс отправила

Сыночка.

Говорила

— Не дерись,

Не дразнись,

Не петушись.

Поспеши,

Уже пора.

Ну, ни пуха ни пера!

Через час,

Едва живой,

Петушок

Идёт домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нём и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера.

В. Орлов

— Что пожелала мама-квочка, провожая его словами «Ни пуха ни пера!»? Почему стихотворение заканчивается словами: «Нет ни пуха, ни пера»? Где эти слова употреблены в переносном значении?

 

IV. Итог урока

Беседа

— Напомните «волшебные» слова. Когда их нужно употреблять в речи? Для чего?

— Какие устойчивые сочетания слов вы запомнили?

 

V. Домашнее задание