II СЕМЕСТР
УРОК 63
Тема. Тематические группы слов. Наиболее употребляемые устойчивые сочетания слов (Доброе утро! Всего хорошего! Не спускать глаз! Со всех ног. На носу (зарубить) и др.)
Цель: продолжить знакомство учащихся с тематическими группами слов; воспитывать вежливость, доброжелательность; развивать связную речь учащихся; обогащать словарный запас; воспитывать интерес к языку.
Тип урока: урок изучения нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Работа по теме урока
1. Беседа о словах вежливости
— Какие волшебные слова вы знаете?
— Назовите первые слова, которыми мы начинаем день. (Доброе утро!) Произнося эти слова, мы желаем людям хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день у них был радостным, светлым, добрым. Вот как хорошо сказано об этом в стихотворении. Подумайте, как его можно озаглавить.
ДОБРОЕ УТРО
Солнышко ясное встало,
— Доброе утро! — Сказало.
— Доброе утро! —
Кричу я прохожим,
Весёлым прохожим,
На утро похожим,
— Доброе утро! —
В ответ.
Мне улыбнулся сосед.
— Доброе утро! —
Повсюду я слышу.
Я слышу
И вижу
В глазах у девчонок,
В глазах у мальчишек.
Но если проснёшься,
А дождик в окно
Стучит да стучит
И без солнца темно?
Доброе утро,
Друзья,
Всё равно.
Доброе утро!
И в холод, и в град.
— Доброе утро! —
Не зря говорят:
Доброе утро
Велит быть добрей,
Честней,
и упорней,
и веселей...
Придумано мудро:
— Доброе утро!
В. Коркин
— Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, стоит сказать: Доброе утро! — сразу станет теплее, радостнее. А как надо произнести эти слова? Можно ли говорить «Доброе утро» нахмурившись, недовольным голосом? Почему?
— Есть в русском языке ещё одно хорошее слово, которое мы говорим при встрече. Это всем вам знакомое слово здравствуйте. А зачем мы его произносим?
Слово здравствуйте очень старое. Связано оно со словом здоровье. Когда-то давно люди, произнося слово здравствуйте, желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, как дуб, например. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.
Все эти слова — доброе утро, и здравствуйте, и добрый день, и всего хорошего, и спокойной ночи — хороши тогда, когда человек действительно желает другому добра, здоровья.
2. Беседа о фразеологизмах и их значении
В русском языке есть особые сочетания слов. Слова в них употребляются всегда вместе и в определённом порядке. Такие выражения называются фразеологизмы. Будьте внимательны к таким сочетаниям! Они делают нашу речь выразительной, более точной.
РАЗНЫЕ НОСЫ
Нос не в свои дела суют,
Носами перед сном клюют,
Зато один весёлый нос
Папаша Карло нам принёс.
Я. Аким
— Что за нос принёс папаша Карло? О ком так говорят: суёт нос не в свои дела; клюёт носом? Почему носом, а не ртом, например? Как вы понимаете выражение зарубить на носу? О каком носе идёт здесь речь?
Нос в обороте совать нос не в свои дела и зарубить на носу — это не одно и то же.
В устойчивых оборотах клевать носом и совать нос в чужие дела говорится о том носе, который есть у каждого на лице. А вот зарубок на этом носу никогда не делали! В древности неграмотные люди делали на дощечках зарубки для памяти. Взял человек что-то у богатого в долг. Для памяти сделал на дощечке зарубки, расколол её пополам. Взял свою половинку бедняк и носит её с собой, отсюда и нос. Зарубить на носу означает хорошо и надолго запомнить.
Объясните значения сочетаний со словом голова. Постарайтесь соединить слова правого и левого столбиков.
Выбросить из головы |
неожиданно, внезапно |
Светлая голова |
шалить, озорничать |
Как снег на голову |
взять на себя ответственность |
Ходить на голове |
постараться забыть |
Отвечать головой |
умный, думающий человек |
— Послушайте стихотворение. Уловите устойчивый оборот.
НИ ПУХА НИ ПЕРА
Рано утром
Мама-квочка
В класс отправила
Сыночка.
Говорила
— Не дерись,
Не дразнись,
Не петушись.
Поспеши,
Уже пора.
Ну, ни пуха ни пера!
Через час,
Едва живой,
Петушок
Идёт домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.
В. Орлов
— Что пожелала мама-квочка, провожая его словами «Ни пуха ни пера!»? Почему стихотворение заканчивается словами: «Нет ни пуха, ни пера»? Где эти слова употреблены в переносном значении?
IV. Итог урока
Беседа
— Напомните «волшебные» слова. Когда их нужно употреблять в речи? Для чего?
— Какие устойчивые сочетания слов вы запомнили?
V. Домашнее задание