Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

II СЕМЕСТР

 

УРОК 62

Тема. Аудирование. Развитие внимания при слушании загадок. Работа над скороговорками

 

Цель: учить учащихся разгадывать загадки, проговаривать скороговорки; развивать мышление, память, умение анализировать, сопоставлять; воспитывать внимательность, наблюдательность.

Тип урока: урок развития умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Анализ зрительно-слухового диктанта

 

III. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Работа с чистоговоркой

На-на-на — пришла тёплая весна.

Ны-ны-ны — на деревьях листья зелены.

Ёт-ёт-ёт — в саду сирень уже цветёт.

Ют-ют-ют — птицы весело поют.

Гу-гу-гу — дети бегают на лугу.

Ра-ра-ра — рада весне детвора.

2. Читайте молча

Кузов, кабина, мотор, колёса, фары, руль, сиденье.

Клюв, туловище, ноги, крылья, голова, шея, перья, хвост.

Ствол, корни, листья, плоды, сучья.

— Здесь три группы слов.

Читайте вслух: про машину, про дерево, про птиц.

3. Разучиваем считалку

Мы весной сажали сад,

А Семён лежал у гряд.

Вот мы яблоки едим,

А Семёну не дадим:

Нам лентяев здесь не надо!

Выходи, Семён, из сада!

И. Демьянов

4. Чтобы речь наша была чёткой, выразительной, потренируемся в проговаривании скороговорок

— Какие скороговорки вы знаете? Проговорите.

— Прочитайте стихотворение.

СКОРОГОВОРКА

Рассказать скороговорку

Тяжелей, чем влезть на горку:

На дворе растет трава,

На траве лежат дрова —

Обязательно не свяжешь,

Обязательно не скажешь!

«На дворе растут дрова,

На дровах лежит трава».

До чего же всё занятно,

До чего же непонятно!

Все четырнадцать ребят

Быстро не про-

быстро гово-

быстро не проговорят.

Только я одна умею

Не сбиваюсь, не робею:

«Жил колпак под колпаком,

С колпачихой был знаком!»

Рассказать скороговорку

Тяжелей, чем влезть на горку!

М. Матусовский

— Трудно ли рассказать скороговорку?

— Как об этом сказано в стихотворении?

— Какие скороговорки есть в стихотворении? Проговорите их. Проведём конкурс скороговорщиков.

• Испугался грома Рома,

Заревел он громче грома,

От такого рёва гром

Притаился за бугром.

Т. Белозёров

 

• Был в саду переполох —

Там расцвёл чертополох.

Чтобы сад твой не заглох,

Прополи чертополох.

В. Викторов

Учитель. Вы чудесно умеете проговаривать скороговорки! А умеете ли вы разгадывать загадки?

• Это старый наш знакомый:

он живёт на крыше дома —

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

Г. Абрамов

 

• Круглый, круглый,

Сладкий, сладкий,

С полосатой кожей гладкой.

А разрежешь — посмотри:

Красный, красный он внутри. (Арбуз)

 

• Вместо хвостика крючок,

Вместо носа — пятачок,

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый. (Поросёнок)

 

• Что за чудо — синий дом!

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

И. Демьянов

 

• На окне стеклянный пруд,

А рыбачить не дают. (Аквариум)

В. Ширшов

 

• Шевельнулись у цветка

Все четыре лепестка

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

 

• Птичка-невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок —

Получается прыжок. (Воробей)

— В каждой загадке назовите слова, которые подсказали вам отгадку.

5. Аудирование

ДРУЗЬЯ ЖИВОТНЫХ

В октябре Серёжа и Витя ловили рыбу с лодки в лесной речке. Забросил Витя удочку и застыл от изумления.

По реке плыли белки. Зверьки пытались переплыть реку. Но сильное течение уносило их от берега. Белки стали тонуть. Мальчики решили помочь животным. Сачками и руками они ловили белок. Пассажиры смирно сидели в лодке.

Лодка наполнилась. Витя причалил к берегу. Белки живо помчались в лес. Больше часа трудились мальчики, пока выловили из воды всех белок.

Ребята помогли животным спастись от голода. Ведь белки шли искать другие леса, где в этом году уродилось много орехов, шишек и жёлудей.

По Г. Скребицкому

Вопросы к тексту

1) Серёжа и Витя ловили рыбу с лодки или с берега?

а)    С лодки;

б)    с берега.

2) Белки пытались убежать от куницы или переплыть реку?

а)    Убежать от куницы;

б)    переплыть реку.

3) Мальчики спасали белок целый день или больше часа?

а)    Целый день;

б)    больше часа.

4) Ребята помогли животным спастись от голода или от врагов?

а)    От голода;

б)    от врагов.

6. Проверка и анализ результатов аудирования. Устранение ошибок

 

IV. Итог урока

Беседа

— Чему вы учились на уроке?

— Проговорите наиболее понравившуюся скороговорку.

V. Домашнее задание