II СЕМЕСТР
УРОК 62
Тема. Аудирование. Развитие внимания при слушании загадок. Работа над скороговорками
Цель: учить учащихся разгадывать загадки, проговаривать скороговорки; развивать мышление, память, умение анализировать, сопоставлять; воспитывать внимательность, наблюдательность.
Тип урока: урок развития умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Анализ зрительно-слухового диктанта
III. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Работа с чистоговоркой
На-на-на — пришла тёплая весна.
Ны-ны-ны — на деревьях листья зелены.
Ёт-ёт-ёт — в саду сирень уже цветёт.
Ют-ют-ют — птицы весело поют.
Гу-гу-гу — дети бегают на лугу.
Ра-ра-ра — рада весне детвора.
2. Читайте молча
Кузов, кабина, мотор, колёса, фары, руль, сиденье.
Клюв, туловище, ноги, крылья, голова, шея, перья, хвост.
Ствол, корни, листья, плоды, сучья.
— Здесь три группы слов.
Читайте вслух: про машину, про дерево, про птиц.
3. Разучиваем считалку
Мы весной сажали сад,
А Семён лежал у гряд.
Вот мы яблоки едим,
А Семёну не дадим:
Нам лентяев здесь не надо!
Выходи, Семён, из сада!
И. Демьянов
4. Чтобы речь наша была чёткой, выразительной, потренируемся в проговаривании скороговорок
— Какие скороговорки вы знаете? Проговорите.
— Прочитайте стихотворение.
СКОРОГОВОРКА
Рассказать скороговорку
Тяжелей, чем влезть на горку:
На дворе растет трава,
На траве лежат дрова —
Обязательно не свяжешь,
Обязательно не скажешь!
«На дворе растут дрова,
На дровах лежит трава».
До чего же всё занятно,
До чего же непонятно!
Все четырнадцать ребят
Быстро не про-
быстро гово-
быстро не проговорят.
Только я одна умею
Не сбиваюсь, не робею:
«Жил колпак под колпаком,
С колпачихой был знаком!»
Рассказать скороговорку
Тяжелей, чем влезть на горку!
М. Матусовский
— Трудно ли рассказать скороговорку?
— Как об этом сказано в стихотворении?
— Какие скороговорки есть в стихотворении? Проговорите их. Проведём конкурс скороговорщиков.
• Испугался грома Рома,
Заревел он громче грома,
От такого рёва гром
Притаился за бугром.
Т. Белозёров
• Был в саду переполох —
Там расцвёл чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.
В. Викторов
Учитель. Вы чудесно умеете проговаривать скороговорки! А умеете ли вы разгадывать загадки?
• Это старый наш знакомый:
он живёт на крыше дома —
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый,
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
Г. Абрамов
• Круглый, круглый,
Сладкий, сладкий,
С полосатой кожей гладкой.
А разрежешь — посмотри:
Красный, красный он внутри. (Арбуз)
• Вместо хвостика крючок,
Вместо носа — пятачок,
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый. (Поросёнок)
• Что за чудо — синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
И. Демьянов
• На окне стеклянный пруд,
А рыбачить не дают. (Аквариум)
В. Ширшов
• Шевельнулись у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
• Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок —
Получается прыжок. (Воробей)
— В каждой загадке назовите слова, которые подсказали вам отгадку.
5. Аудирование
ДРУЗЬЯ ЖИВОТНЫХ
В октябре Серёжа и Витя ловили рыбу с лодки в лесной речке. Забросил Витя удочку и застыл от изумления.
По реке плыли белки. Зверьки пытались переплыть реку. Но сильное течение уносило их от берега. Белки стали тонуть. Мальчики решили помочь животным. Сачками и руками они ловили белок. Пассажиры смирно сидели в лодке.
Лодка наполнилась. Витя причалил к берегу. Белки живо помчались в лес. Больше часа трудились мальчики, пока выловили из воды всех белок.
Ребята помогли животным спастись от голода. Ведь белки шли искать другие леса, где в этом году уродилось много орехов, шишек и жёлудей.
По Г. Скребицкому
Вопросы к тексту
1) Серёжа и Витя ловили рыбу с лодки или с берега?
а) С лодки;
б) с берега.
2) Белки пытались убежать от куницы или переплыть реку?
а) Убежать от куницы;
б) переплыть реку.
3) Мальчики спасали белок целый день или больше часа?
а) Целый день;
б) больше часа.
4) Ребята помогли животным спастись от голода или от врагов?
а) От голода;
б) от врагов.
6. Проверка и анализ результатов аудирования. Устранение ошибок
IV. Итог урока
Беседа
— Чему вы учились на уроке?
— Проговорите наиболее понравившуюся скороговорку.
V. Домашнее задание