Лекция 10 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
БЕСЕДА КАК ФОРМА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Обсуждения проблемы и принятия
решение
На этом этапе особое значение
приобретают умение слушать собеседника, передавать информацию и обосновывать
свою позицию. Еще мыслители Древней Греции отмечали, что два уха и один
язык человеку даны для того, чтобы он больше слушал и меньше говорил.
Чтобы получить необходимую информацию,
нужно научиться задавать собеседнику вопросы. Они бывают открытыми
и закрытыми, прямыми и косвенными, риторическими и др. Так, в начале и
в конце беседы лучше задавать открытые вопросы типа: “Вы подготовили
для обсуждения соответствующие данные?” Конечно, на такой вопрос ответ должен
быть “да” или “нет”. Внутри беседы, чтобы понять позицию партнера и
подготовиться к аргументации, желательно поставить вопросы закрытого типа: “Почему
Вы считаете, что...?” Если мы хотим проверить свое понимание позиции партнера
по общению, то можно спросить: “Если я Вас правильно понял, то Вы
хотите...?” Это прямой вопрос. Например, чтобы проверить, был ли собеседник
вчера на выставке-продаже товаров, можно спросить у него: “Которая была вчера
стоимость японских телевизоров?” Это косвенное вопрос.
На этапе обсуждения проблемы, как
свидетельствуют опыт и анализ литературы, целесообразно придерживаться некоторых правил, которые
облегчают понимание собеседника и дают возможность обмениваться информацией:
• внимательно слушать и слышать;
• пытаться перейти от монолога к
диалога;
• давать возможность собеседнику
спокойно высказать свое мнение;
• выкладывать свою информацию четко,
кратко и последовательно;
• подбирать способы и
средства аргументации в зависимости от индивидуальных особенностей собеседника
(уровня его мышления, возраста, пола, типа темперамента и т.д.);
• выкладывать доказательства в корректной
форме.
Аргументируя свою позицию, целесообразно
привести цифровые данные, факты, выявить противоречия, рассмотреть их, изъять
выводы по частям. Аргументы надо выкладывать упорядочено, используя правила и законы логики, подкреплять
логические апелляции эмоциональными. При этом целесообразно употреблять сравнения и
противопоставления типа “да... , однако”. Это привлечет внимание собеседника к
высказанной мысли. Определенный эффект может дать высказывания видимой поддержки
партнера (например, “Вы убедительно рассказали про эти факты...”).
Принимая решение, целесообразно
руководствоваться такими рекомендациями:
• наблюдая за
собеседником, определить момент для окончания беседы;
• заранее
сформулировать минимальную цель и обдумать альтернативные варианты решения
проблемы;
• пытаться добиться добровольной
согласия партнера;
• не проявлять
неуверенности, растерянности в конце беседы, даже если ее цели не было
достигнуто;
• заканчивая беседу,
целесообразно использовать свой самый сильный аргумент.