Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Лекция 10 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ БЕСЕДА КАК ФОРМА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

 

Обсуждения проблемы и принятия решение

 

На этом этапе особое значение приобретают умение слушать собеседника, передавать информацию и обосновывать свою позицию. Еще мыслители Древней Греции отмечали, что два уха и один язык человеку даны для того, чтобы он больше слушал и меньше говорил.

Чтобы получить необходимую информацию, нужно научиться задавать собеседнику вопросы. Они бывают открытыми и закрытыми, прямыми и косвенными, риторическими и др. Так, в начале и в конце беседы лучше задавать открытые вопросы типа: “Вы подготовили для обсуждения соответствующие данные?” Конечно, на такой вопрос ответ должен быть “да” или “нет”. Внутри беседы, чтобы понять позицию партнера и подготовиться к аргументации, желательно поставить вопросы закрытого типа: “Почему Вы считаете, что...?” Если мы хотим проверить свое понимание позиции партнера по общению, то можно спросить: “Если я Вас правильно понял, то Вы хотите...?” Это прямой вопрос. Например, чтобы проверить, был ли собеседник вчера на выставке-продаже товаров, можно спросить у него: “Которая была вчера стоимость японских телевизоров?” Это косвенное вопрос.

На этапе обсуждения проблемы, как свидетельствуют опыт и анализ литературы, целесообразно придерживаться некоторых правил, которые облегчают понимание собеседника и дают возможность обмениваться информацией:

• внимательно слушать и слышать;

• пытаться перейти от монолога к диалога;

• давать возможность собеседнику спокойно высказать свое мнение;

• выкладывать свою информацию четко, кратко и последовательно;

• подбирать способы и средства аргументации в зависимости от индивидуальных особенностей собеседника (уровня его мышления, возраста, пола, типа темперамента и т.д.);

• выкладывать доказательства в корректной форме.

Аргументируя свою позицию, целесообразно привести цифровые данные, факты, выявить противоречия, рассмотреть их, изъять выводы по частям. Аргументы надо выкладывать упорядочено, используя правила и законы логики, подкреплять логические апелляции эмоциональными. При этом целесообразно употреблять сравнения и противопоставления типа “да... , однако”. Это привлечет внимание собеседника к высказанной мысли. Определенный эффект может дать высказывания видимой поддержки партнера (например, “Вы убедительно рассказали про эти факты...”).

Принимая решение, целесообразно руководствоваться такими рекомендациями:

• наблюдая за собеседником, определить момент для окончания беседы;

• заранее сформулировать минимальную цель и обдумать альтернативные варианты решения проблемы;

• пытаться добиться добровольной согласия партнера;

• не проявлять неуверенности, растерянности в конце беседы, даже если ее цели не было достигнуто;

• заканчивая беседу, целесообразно использовать свой самый сильный аргумент.