Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Лекция 10 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ БЕСЕДА КАК ФОРМА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

 

Ориентировка в ситуации и людях

 

Ориентирование в условиях общения предусматривает изучение особенностей внешней среды и учет собственного эмоционального состояния, а также состояния собеседника. Если вы увидели, что собеседник, скажем, возбужденный, сначала надо помочь ему успокоиться, иначе он вас не поймет. Только после этого можно начать беседу. Как это сделать? Во-первых, можно попросить собеседника чем-то вам помочь, потому что выполнение предметных действий, требующих внимания, снимает напряжение. Во-вторых, можно пошутить. Партнер начнет улыбаться и расслабится. В-третьих, можно обратить внимание собеседника на важную для него проблему, которая требует активного мышления. И, в конце концов, можно поставить партнеру вопрос на нейтральную тему, переключив его внимание на проблему, к которой он относится спокойнее.

Конечно, это лишь отдельные примеры из тех, что их можно использовать. В каждой ситуации надо проявлять гибкость, оперативность, творчество. Однако стоит помнить, что фразы вроде “Не волнуйтесь”, “Успокойтесь”, “Почему вы так напряжены?” делу не помогут. Наоборот, человек волноваться, а следовательно и будет нервничать еще больше.

На этапе ориентирования надо выяснить продолжительность беседы. Если вы - инициатор встречи, надо договориться с собеседником относительно ее цели. Если вас пригласили на беседу, цели которой вы не знаете, лучше сразу спросить: “Чем могу быть полезен?” Это даст возможность разобраться в ожиданиях собеседника, ибо они являются регуляторами его поведения во время общения. Каждая из сторон надеется на такую реакцию другой, которая бы соответствовала ее ролевой позиции.

Успех беседы во многом зависит от того, удастся адекватно представить себе образ партнера. Здесь нередко срабатывают стереотипы, а они порой бывают неправильными. Как отмечалось, надо иметь предварительную информацию о собеседнике, прежде всего, знать его типичные, индивидуальные, возрастные и половые характеристики.

Прежде всего важно установить тип личности собеседника. Люди, которые живут, руководствуясь принципом “иметь”, по Е. Фроммом [10, с. 21-35], обязательно желают получить что-то от общение: интересную работу, знания с целью престижа, денежное вознаграждение и т.п. Поэтому они тщательно готовятся к встрече, обдумывают тему разговора, подбирают средства, с помощью которых могут повлиять на собеседника и достичь своей цели. Для этого они готовы использовать все: и свое положение в обществе, и знакомство, и связи, и внешность. Такие люди могут привлекать, однако это нередко лишь результат программирования выбранной для этого роли. Если такой исполнитель где-то сфальшивить, сразу выплывет, что он пытается манипулировать собеседником.

Полной противоположностью такому типу людей есть те, кто руководствуется в жизни принципом “быть”. Они нередко подходят к конкретной ситуации без специальной манипулятивной подготовки и заранее не подбирают средств, чтобы поддерживать уверенность в себе. их непосредственная реакция и производительная. Они знают: верность себе будет способствовать тому, что во время общение обязательно появится что-то новое. И поэтому у них не возникает беспокойство, что они могут что-то потерять. Такие люди - не соперники, а партнеры, которые пытаются получить от общения удовольствие, а не победу любой ценой.

П. Міцич приводит интересную классификация собеседников. Он описывает теоретические модели “абстрактных типов” людей и характерные черты их поведения [7]. Согласно этой классификации существует девять типов собеседников (см. рис. 2).

 

 

Рис. 2. Типы поведения людей в общении:

1 - глупый человек; 2 - степенная человек; 3 - всезнайка;

4 - говорун; 5 - трус; 6 - неприступная человек;

7 - незаинтересованный человек; 8 - “большая шишка”; 9 - почемучка

 

1. Глупый человек - нетерпелив, невыдержанная, возбуждена; своим поведением бессознательно подталкивает собеседника к того, чтобы он не соглашался с высказанными тезисами и утверждениями. Имея дело с таким человеком, целесообразно не выходить за рамки профессионального общения, надо быть спокойным и опровергать ее утверждение.

2. Степенная человек - доброжелательная и спокойная во время разговора. ему следует давать возможность проявить себя, когда подводятся итоги встречи, обсуждаются предложения.

3. Всезнайка - человек, у которого всегда и на все есть “своя” мысль, она обязательно хочет ее произнести, не прислушиваясь к мнению собеседника. Если приходится иметь дело с такой человеком, надо немного сбить с нее спесь, специально ставя сложные вопросы. Надо также привлекать ее к обсуждению идей, предложенных другими.

4. Говорун - не умеет выслушивать других, часто перебивает собеседника, не ценя его времени. Чтобы зря не терять время, его надо своевременно и тактично остановить, потому что интересных идей он все равно не внесет.

5. Трус - человек, который отмалчивается, чтобы не выставлять себя на посмешище или не показаться нелепой. Такого человека стоит поддержать, подчеркнув, что в нее верят, к нему прислушиваются.

6. Неприступная человек имеет отсутствует вид; то, что происходит вне ее лицом, ей кажется не стоящим внимания и усилий. Общаясь с таким человеком, лучше сразу признать ее знания и опыт, проявить интерес к ней самой и ее дел.

7. Незаинтересованный человек - бесцеремонно демонстрирует, что все, что происходит вокруг, ее отнюдь не интересует. Для того чтобы вступить с таким человеком в контакт, надо все-таки найти то, что для нее может иметь существенное значение.

8. Люди, которых называют “большое шишка", совершенно не терпят критики. Они считают себя лучше других, а собственные предложения единственно правильными. С такими людьми надо быть осторожным, не критиковать. Вместе с тем следует показать, что она такой же человек, как и другие. Хорошо при этом использовать прием противопоставления вроде: “Так..., однако”.

9. “Почемучка” - не может удержаться, чтобы не поставить вопрос о все и о всех. Общаясь с таким человеком, целесообразно переадресовать ей ее же вопрос. Это заставит “чомучку” рассуждать над проблемой, которую вынесен на обсуждение.

Понятно, что приведенные классификации условные. Однако они помогают научиться самостоятельно распознавать особенности своих собеседников и использовать это для того, чтобы лучше и быстрее найти общий язык с людьми, установить контакт, добиться успеха во время общения, в частности при проведение индивидуальных бесед.

Существуют люди, которые сочетают глубокое знания человека со способностью добиваться эффективного контакта с собеседниками в различных ситуациях. их называют “гениями общения”. Поведение таких людей определяющие черты: отсутствие тревожности и предвзятости, умение устанавливать обратная связь, артистизм, предсказания, интерес ко всему, любовь к себе (мы не можем любить других, если не любим себя) и наличие необходимой защитной агрессии (понимание, что постоянные проступки к добру не приводят).

На установление контакта и ход беседы в целом накладывает серьезный отпечаток темперамент собеседников. И его также надо уметь распознавать и учитывать.

Важно помнить и о возрастных особенности собеседника. У большинства людей с возрастом снижается критичность, а потребность в общении возрастает. Старшие по возрасту люди любят несколько морализировать, иногда за свою болтливость лишают собеседника возможности самостоятельно высказать мнение и прийти к определенным выводам.

В процессе подготовки к индивидуальной беседы важно учитывать также половые различия собеседника. У мужчин преимущественно более глобальный взгляд на обсуждаемую проблему, а женщины лучше воспринимают детали, нюансы.